Ознакомительная версия. Доступно 25 страниц из 122
Новые организационные формы, количественный рост артиллерии общевойсковых соединений, наличие артиллерийских штабов и опытных кадров в них создали более благоприятные условия для управления огнем и непрерывного и тесного взаимодействия штатной артиллерии и артиллерии усиления с пехотой и танками на всех этапах наступательной операции. Все это расширило возможности организации противотанковой и противовоздушной обороны войск как в период подготовки, так и в ходе наступательной операции.
Развитие отечественной артиллерии шло не только по линии увеличения количества и совершенствования артиллерийских орудий. Параллельно с этим осуществлялся целый комплекс технических усовершенствований в области средств связи, наблюдения и управления огнем, разработки новых, более совершенных артиллерийских снарядов и мин. Вместе с тем для роста мощи артиллерии не менее важное значение имело развитие наиболее рациональных и соответствующих характеру и способам ведения боевых действий организационных форм артиллерийских частей и соединений, а также методов и способов боевого применения артиллерии в бою и операции.
Летом 1943 года после разгрома гитлеровских армий под Курском Советская армия, перейдя в контрнаступление на орловском и белгородско-харьковском направлениях, осуществляла прорыв вражеской обороны в несколько иных условиях, чем это было прежде. К этому времени немецко-фашистские войска перешли к глубокой, сплошной по фронту обороне с применением системы траншей и ходов сообщения, глубина главной полосы их обороны значительно возросла. Для прорыва такой обороны Советская армия стала применять новую, более глубокую форму оперативного построения и более глубокое построение боевых порядков наступавших войск. Вместе с тем возросшее в Советской армии количество средств подавления внесло значительные изменения в их использование.
Перед советским командованием встала необходимость резко увеличить количество артиллерии более крупных калибров, предназначавшихся для прорыва позиционной обороны. В связи с этим наибольшее количественное развитие получила гаубичная и дальнобойная пушечная артиллерия.
Следует отметить, что к лету 1943 года, когда Советская армия захватила инициативу и развернула наступательные действия на огромном фронте, истребительно-противотанковая артиллерия, являясь важнейшим средством борьбы с танками противника, уже достигла весьма высокого уровня развития. Не уменьшая значения важности борьбы с танками, советское командование поставило перед всей артиллерией как одну из основных задач — обеспечение прорыва вражеской обороны на значительную глубину при сохранении способности истребительно-противотанковой артиллерии к обеспечению последующих широких наступательных действий Советской армии.
К началу 1943 года в Советской армии было создано большое количество отдельных частей РВГК, что приводило в ходе их применения к возникновению своего рода противоречий. Все возраставшее количество артиллерийских частей РВГК, с одной стороны, благоприятно сказывалось на массировании артиллерии, а с другой — заметно усложняло и затрудняло централизованное управление артиллерией и ее огнем.
В результате развития организации артиллерии был сделан новый шаг в области выбора форм высокоманевренных артиллерийских резервов Верховного Главнокомандования, наиболее отвечающих изменившимся условиям ведения боя, операции и войны в целом. Это новое в развитии организационных форм артиллерии характеризовалось отказом от создания многочисленных отдельных частей различных видов артиллерии и переходом к крупным артиллерийским соединениям.
Верховное Главнокомандование, решая стратегические задачи ведения войны, руководило важнейшими фронтовыми операциями. Естественно, что для решения этих задач оно располагало и мощными ударными средствами. Одним из важных элементов этих ударных средств являлись крупные артиллерийские соединения.
Наступательные операции, проводившиеся Советской армией одновременно на нескольких фронтах, требовали быстрых и организованных перегруппировок, в том числе и крупных артиллерийских масс, не только внутри фронтов, но и между фронтами. Безусловно, что такие перегруппировки было более удобно совершать артиллерийскими соединениями с их сколоченными и организованными штабами, нежели десятками отдельных артиллерийских частей. Правильное разрешение организационных вопросов артиллерии в значительной мере способствовало широкому маневру ею как в период подготовки, так и в ходе операции.
Создание крупных артиллерийских соединений полевой, зенитной и реактивной артиллерии в конце 1942 и в начале 1943 годов было шагом вперед в разработке организационных форм артиллерийских резервов Верховного Главнокомандования. Наличие артиллерийских частей и соединений в распоряжении Резерва Верховного Главнокомандования в последующих наступательных операциях полностью оправдывалось и удовлетворяло принципу массирования артиллерии на избранных направлениях.
Размах наступательных операций потребовал привлечения больших масс артиллерии, что можно было достигнуть не только путем маневра артиллерийских частей и соединений Резерва Верховного Главнокомандования, но также и путем маневра с других участков фронта. Поэтому маневр артиллерийскими средствами осуществлялся не только распоряжением Ставки, но большей частью распоряжением командующих фронтами и армиями.
Оперативный маневр артиллерийскими средствами осуществлялся внутри фронтов и армий в интересах организуемой ими наступательной операции. Так, например, в период подготовки Киевской наступательной операции, чтобы создать мощную артиллерийскую группировку в полосе наступления 38-й армии, наносившей главный удар, крупные артиллерийские соединения генералов Королькова П.М., Волкенштейна С.С. и Краснокутского Д.М. были переброшены к участку прорыва в условиях сложной обстановки и в короткие сроки. В ходе маневра эти артиллерийские соединения совершили одну переправу через Днепр в районе Переяславской излучины, затем прошли форсированным маршем около 150–180 км в условиях огневого воздействия авиации противника, а на ряде участков и его артиллерии, и, произведя вторую переправу через Десну и Днепр, вышли в район сосредоточения в назначенный срок. В результате этого маневра на направлении главного удара фронта была создана мощная артиллерийская группировка, оказавшая огромное влияние на успешный прорыв немецкой обороны.
В период подготовки наступательной операции 1-го Белорусского фронта на модлинском направлении в июле 1944 года для усиления 8-й гвардейской армии, осуществлявшей прорыв обороны немецко-фашистских войск на направлении главного удара, по решению Ставки Верховного Главнокомандования в течение короткого времени было сосредоточено несколько артиллерийских соединений. Безусловно, что только наличие артиллерии Резерва Верховного Главнокомандования, включавшей и артиллерийские соединения, позволило в короткие сроки усилить 8-ю гвардейскую армию артиллерией, а также создать мощную группировку артиллерии для прорыва обороны немецко-фашистских войск.
Оперативный маневр артиллерийскими средствами производился, как правило, распоряжением командования фронтов и армий, а маневр стратегическими артиллерийскими резервами — распоряжением Ставки Верховного Главнокомандования. Маневр артиллерийскими соединениями осуществлялся путем перебрасывания их как по железной дороге, так и походным порядком на сотни и даже тысячи километров. Так, артиллерийское соединение генерала Павлова А.Ф. было переброшено по железной дороге с 3-го Украинского фронта в ограниченные сроки на расстояние свыше 2000 км для усиления артиллерии, привлекавшейся для прорыва на одном из участков Карельского фронта. После прорыва обороны противника это же артиллерийское соединение было вновь переброшено на 3-й Украинский фронт и приняло участие в Ясско-Кишиневской операции.
Ознакомительная версия. Доступно 25 страниц из 122