Для детей вход свободный.
В день своего рождения можно посетить музей бесплатно (если оно приходится на вторник, когда заведение закрыто, то посещение возможно в ближайшие понедельник или среду).
В музее разрешено делать зарисовки экспонатов, используя графитные карандаши определенного размера (подробности — на официальном сайте музея).
На территории музея находятся магазины, в которых можно приобрести сувениры, открытки, книги и многое другое, а также кафе.
Человеку; который впервые оказывается в Музее Изабеллы Стюарт Гарднер, многие вещи кажутся странными. Почему у некоторых полотен нет подписей? Почему в одном зале представлены произведения искусства из разных эпох? Почему в некоторых залах есть рамы с табличками, но нет самих картин? Все эти вопросы следовало бы задать Изабелле Стюарт Гарднер — основательнице музея.
Внутренний двор музея
Изабелла Стюарт Гарднер родилась в 1840 в Нью-Йорке в семье Дэвида Стюарта — богатого промышленника, занимавшегося хлопком и горными разработками. Когда девочке исполнилось 16 лет, родители решили, что ей необходимо получить хорошее европейское образование. В 1856 семья переехала в Париж, где заняла достойное место среди богатых американцев, обосновавшихся в Европе. Особую дружбу семейство Стюартов водило с семьей бостонского судопромышленника Гарднера, чьи дочери учились вместе с Изабеллой.
Через два года юная леди вернулась в Америку. Ее нельзя было назвать красавицей, но пышные рыжие волосы, живость ума и остроумие делали ее непременным центром любых компаний. Поэтому неудивительно, что, когда Изабелла навестила в Бостоне свою подругу по парижской школе Джулию Гарднер, она произвела неизгладимое впечатление на ее старшего брата — 21-летнего Джона Лоуэлла Гарднера.
В 1860 Джон и Изабелла поженились. Джон Гарднер был известен как мистер Джек, поэтому его супругу стали называть «миссис Джекки». Надо сказать, что высший свет Бостона, который традиционно считается центром американской аристократии, очень сдержанно принял Изабеллу. Ее нью-йоркская жизнерадостность, парижские наряды и эксцентричные европейские манеры нередко воспринимались здесь как дурной вкус, но женщина не обращала на это внимания, сконцентрировавшись на любимом супруге и семейном очаге.
Однако счастье было недолгим. Сначала смерть долгожданного первенца, потом ближайшей подруги, а в довершении диагноз врачей, что она уже никогда не сможет иметь детей, привели Изабеллу к тяжелейшей депрессии. Более двух лет она не выходила из дома. Все попытки врачей хоть как-то улучшить ее самочувствие ни к чему не приводили, и тогда Джон Гарднер решил вывезти ее в Европу.
В Европе Изабелла почувствовала себя лучше. Семейная пара много путешествовала и в 1880 даже обогнула на кораблях земной шар. У Изабеллы постепенно начал формироваться серьезный интерес к коллекционированию произведений искусства. Ее первым приобретением (в 1873) был пейзаж с овечками французского живописца Шарля Эмиля Жака (1813–1894), художника плодовитого, но малоинтересного. Лишь в 1882 она приобрела первую стоящую картину, заложившую начало ее коллекции. Это была «Мадонна» Франсиско Сурбарана — известного испанского художника XVII века.
Интерьер музея
В 1891 после смерти отца Изабелла стала обладательницей огромного наследства. Тогда окончательно было принято решение собирать коллекцию произведений искусства, и супруги активно взялись за дело. Благодаря европейскому образованию, хорошему художественному вкусу, общительности, умению заводить друзей и поддерживать отношения Изабелла Стюарт Гарднер вскоре стала одной из ключевых фигур в художественной среде США конца XIX — начала XX века. Она заказывала работы и просто помогала материально многих талантливым художникам своего времени. Не без помощи Бернард Беренсон — мальчик из эмигрантской литовской семьи — стал крупнейшим специалистом по искусству эпохи Возрождения и одним из ее доверенных агентов при закупке произведений искусства.
Прекрасно зная Италию, Изабелла Стюарт Гарднер покупала настоящие шедевры у обнищавших итальянских аристократов и сельских приходов. Уже к середине 1890-х коллекция Гарднеров занимала все пространство двух соседних домов, принадлежавших им, а также нескольких арендованных бостонских складов. Видя такое развитие событий, мистер Джек и миссис Джекки начали обдумывать идею создания музея.
Однако Джону Гарднеру не суждено было увидеть воплощение этой мечты. В 1898 он умер. Миссис Гарднер осталась одна, теперь весь смысл ее существования заключался в их коллекции, но она понимала, что собранные предметы искусства могут существовать как единое целое, только если будут представлены в одном помещении. И тогда Изабелла купила участок земли на улице Фенуэй и заказала архитектору Уилларду Сирсу проект. Страстно любившая Европу, а особенно Венецию, она поставила перед зодчим задачу сделать дом, по своему стилю повторявший палаццо эпохи Возрождения, а для более точного воспроизведения натуры закупила в Италии аутентичные двери, колонны, полы и органично вписала все это в здание будущего музея.
В 1901 Изабелла поселилась на четвертом этаже в новом доме и начала оформление экспозиции на трех нижних этажах. Она сама решала, что, где и как будет выставлено. Так появились произведения, которые не были подписаны, потому что хозяйка не хотела, чтобы известное имя заслоняло качество работы. Иногда в одном пространстве она вполне произвольно соединяла вещи разных времен и из разных регионов (например, буддийскую стелу из раннесредневекового Китая и средневековую европейскую скульптуру).