Вальтер Скотт. «Айвенго» Хотя сегодня трудно найти образованного человека, ни разу в жизни не слыхавшего о дамасской стали или (реже) о булате, мало кто способен вразумительно ответить на вопрос, что же на самом деле представляет собой легендарный металл. В лучшем случае припомнят читанную когда-то легенду о разрезании шелковых платков, подброшенных в воздух, о стальных мечах и саблях, разрубленных пополам волшебным клинком голубого цвета, и тому подобные экзотические эпизоды, большая часть из которых, стоит заметить, вполне соответствуют действительности. И платки, и подушки, и вражеское оружие, и толстые бычьи шеи по силам настоящему булату, секрет которого, как принято было полагать, утерян навсегда.
На самом деле утерян не секрет, а полнота традиции, которая зародилась и процветала много веков в благословенной Индии. Однако уже с XVII столетия начинается тихий необратимый упадок в данной сфере деятельности. Это тем более странно, что предстоящие века явили собой подлинный рай для кузнецов и оружейников, поскольку, увы, всякий миг земля и небо оглашались веселым звоном сабель, а искусство фехтования ценилось едва ли не выше прочих. Но так или иначе, обыкновенная сталь постепенно вытеснила булатную, и к XX столетию узорчатые клинки сделались предметами роскоши, драгоценными подарками и музейными экспонатами.
Однако история преподнесла сюрприз, и сегодня, в начале XXI века, словно бы ниоткуда возник подлинный бум вокруг забытых приемов выделки холодного оружия, а целая армия талантливых мастеров по всему свету с легкостью освоила методы получения сварочных дамасков, благо современная оснастка значительно упрощает трудоемкие операции. Немедленно родилась проблема идентификации и распознавания истинных достоинств клинков, за которые авторы хотят получать никак не менее половины царства, именуя действительно красивые вещицы «булатными». Чтобы не попасть в западню экзотических миражей, будет полезно прочесть эту книгу, где подробно, доступным языком рассказывается суть вопроса и элементы технологии, а также дается расшифровка многих запутанных терминов, обозначающих порой то одни и те же, то диаметрально противоположные понятия и явления. Особенно скрупулезно описан феномен легендарного японского Дамаска. Несомненно, все, посвящающие досуг восточным единоборствам, где постоянно используется классический длинный самурайский меч, просто обязаны четко представлять себе, что же такое они держат в руках.
Разумеется, тема булатов и дамасков звучит во многих исследованиях, посвященных истории вооружений, но это всегда краткие, отрывочные сведения в общем русле повествования. Специальные же публикации, имевшие место уже с конца XIX века, являются именно специальными, а потому неудобочитаемыми и сухими. Поэтому я задался целью собрать воедино то, до чего сумел дотянуться (а это было непросто), и поднести предполагаемому читателю в обобщенной форме, без лишнего наукоподобия, зато с живыми примерами из наших дней. Можно назвать это обзором, экскурсией - как хотите, мне остается лишь надеяться, что она получилась вполне качественной и увлекательной.
P.S. Неумолимое время стремительно наступает на пятки - пока книга готовилась к печати, в специализированных журналах («Мир металла», «Прорез», «Калашников», «Оружие» и т.д) появился целый ряд превосходных публикаций, посвященных теме классического литого булата и сварочных дамасков. Их авторы, соединяя теоретические познания с личным практическим опытом выделки холодного оружия, весьма подробно рассказывают об истории и технологии узорного металла, и я нисколько не претендую на лавры носителя исключительной информации. С самого начала основная идея работы была в создании не углубленного в тонкости, а возможно более широкого обзора. Именно поэтому я счел необходимым коснуться всего, имеющего отношение к булатам и дамаскам, включая японскую традицию и крисы. Основное же «поле битвы» оставляю упомянутым корифеям наковальни.
Глава 1
История вопроса
Булатной сабли острый клинок
Заброшен был в железный хлам;
С ним вместе вынесен на рынок,
И мужику задаром продан там.
И. А Крылов. «Булат» Право, милейший Иван Андреевич дал волю фантазии - булатные клинки во все времена ценились на вес золота и уж никак не могли оказаться в груде железного хлама. Тем не менее, в строках великого баснописца есть известная доля печальной правды - хотя сегодня никто не продает на рынке булат ни задаром, ни за большие деньги, это лишь потому, что использование замечательного материала, пригодного отнюдь не только для выделки оружия, успешно и быстро сошло на ноль. Если еще в первые годы двадцатого столетия мало кого можно было изумить булатной саблей или кинжалом, то уже через пятьдесят лет подобные изделия становятся настоящими раритетами. Дело здесь не только в том, что навсегда канули в прошлое лихие рейды конницы вместе со звоном клинков и разбойным свистом - просто за все время существования булатной стали ее единственной родиной и источником распространения по свету оставалась Индия, несмотря на усердные попытки создания чего-нибудь похожего в других странах. Даже триумфальные успехи Павла Петровича Аносова, поставившего выпуск классического булата едва ли не на поток, не породили совершенно никакого отзвука, постепенно угаснув без следа.
Это необъяснимо и странно, поскольку земная цивилизация суть дитя огня и металла, поэтому триумфальное шествие чудесного материала выглядело бы логичным и закономерным. Увы - ничего подобного не произошло, и современный мир уныло использует самые обыкновенные стали. Это, разумеется, никак не относится к великому множеству конструкционных, нержавеющих, жаропрочных и химически стойких марок, но, по крайней мере, мы сегодня могли бы реально иметь неизносимый, незатупляемый режущий инструмент взамен убожества, что наполняет верстаки многомиллионной армии плотников, столяров, слесарей, граверов, занятых обработкой дерева, камня, металла и т. п.
Строго говоря, мы не можем однозначно ответить на вопрос, каким образом наши далекие предки умудрились довольно быстро перескочить из мира камня, меди и бронзы к отнюдь не примитивной технологии получения и обработки железа. Весьма сомнительно, что данный переход явился следствием эмпирического опыта, сотен лет проб и ошибок в интуитивных экспериментах со случайно найденной рудой или даже метеоритным металлом. Существует солидно обоснованная точка зрения, гласящая, что досточтимые пращуры воспользовались готовыми к употреблению осколками неких гипотетических знаний, накопленных пресловутыми погибшими цивилизациями. Доводы и аргументы как одной, так и противоположной сторон представляются вполне убедительными, но все же теория естественного «ползучего» прогресса выглядит какой-то скучной и обыденной. Как сказал персонаж одного кинофильма: «Романтизму нету!». В конце концов, тайна знаменитой делийской колонны из химически чистого железа так и осталась тайной. Для тех, кто волшебным образом удосужился ничего не слышать об этом удивительном феномене, или слышал краем уха, поясню вопрос подробнее.