* * *
Олег Борисович Мозохин работает над темой политических репрессий много лет. В силу своих служебных обязанностей он занимался вопросами реабилитации жертв политических репрессий с 1989 г., возглавлял работу по подготовке так называемых «расстрельных списков», которые печатались в средствах массовой информации. После развала Советского Союза были открыты документы ранее закрытые для исследований. На свет появилось большое количество статей, в которых авторы старались очернить деятельность органов безопасности. Внесудебные полномочия трактовались, как произвол и беззаконие, творимые органами ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ вне правового поля. По-видимому, настало время объективно рассмотреть эти процессы. Автором было изучено значительное количество документов. В монографии на основе архивных материалов раскрывается история создания и деятельности внесудебных органов: «троек», «двоек», «Особого совещания» в структуре ВЧК-МГБ СССР.
На разных этапах истории нашего государства внесудебные полномочия, делигированные органам безопасности высшими законодательными органами страны, изменялись, и автор в своей монографии подробно на основе исторических документов анализирует это. Им подробно исследуется механизм внесудебной репрессивной деятельности карательных органов на разных исторических этапах. Показывается, как политическое руководство страны обосновывало трудности экономического развития, внедряя тезис об «усилении классовой борьбы по мере движения общества к социализму».
Один из разделов монографии посвящен реализации карательными органами решений, принятых на заседании Политбюро ЦК ВКП(б) 20 июля 1937 г., которое положило начало «большому террору» 1937-1938 гг. Массовыми репрессиям в этот период подвергались в первую очередь и бывшие идейные противники И.В. Сталина.
В монографии подробно анализируется деятельность внесудебных карательных органов в годы Великой Отечественной войны и в послевоенные годы.
Кроме истории внесудебных полномочий органов государственной безопасности в монографии большое место занимают статистические материалы, которые взяты из отчетов органов государственной безопасности. В статистических материалах сконцентрирована отчетность по всем линиям работы.
Отобраны сведения о количестве лиц, привлеченных к уголовной ответственности за антисоветские преступления, количестве лиц, приговоренных к высшей мере наказания и др.
Это важно в связи с тем, что в настоящее время так называемые «демократы» сознательно искажают масштабы репрессий в СССР в сторону их непомерного увеличения.
Статистические сведения способствуют объективной оценке деятельности органов безопасности.
Плеханов A.M., Лазарев В. И.
Введение
К осени 1917 г. Временное правительство полностью утратило возможность управления страной, фактически его положение стало безнадежным. Этому способствовало широкое недовольство масс, невиданный экономический кризис в стране, разложение армии и катастрофическое падение жизненного уровня населения. 24-25 октября (по старому стилю) отряды Красной Гвардии захватили стратегические центры столицы, а в ночь на 26 октября взяли Зимний дворец.
В декабре 1917 г. обстановка в Петрограде еще более накалилась. Свыше месяца продолжался саботаж чиновников. В целях противодействия этому было принято решение о создании особой комиссии. На пост председателя комиссии была предложена кандидатура Ф. Э. Дзержинского. 7 (20) декабря 1917 г. на заседании СНК, проводившемся под председательством В. И. Ленина, был заслушан доклад Ф. Э. Дзержинского об организации и составе комиссии. СНК постановил назвать ее Всероссийской чрезвычайной комиссией (ВЧК) при Совете Народных Комиссаров по борьбе с контрреволюцией, саботажем и утвердил ее состав.
Постановление СНК от 21 февраля 1918г. «Социалистическое отечество в опасности» впервые наделило ВЧК правом внесудебного решения дел с применением расстрела. 23 февраля 1918 г. ВЧК объявила, что не видит других мер борьбы с контрреволюционерами и прочими паразитами, кроме их беспощадного уничтожения на месте преступления.
Для большевиков ВЧК стала «щитом и мечом». Именно с помощью этого государственного органа им удалось не только удержать власть, но и реализовать свою идеологическую доктрину с установлением власти диктатуры пролетариата. Репрессивная деятельность органов ВЧК с момента их создания и на протяжении всей истории направлялась и вдохновлялась большевистским руководством. Необходимо особенно подчеркнуть, что органы ВЧК и их преемники неукоснительно проводили в жизнь волю пролетариата в лице его авангарда — коммунистической партии. Это не отрицали и лидеры коммунистической партии, которые напоминали коммунистам, что органы государственной безопасности созданы, существуют и работают как прямые органы партии по ее директивам и под ее контролем.
Следует отметить и то, что в это время политические репрессии осуществляли не только чрезвычайные комиссии, но и президиумы исполкомов, революционные трибуналы, военно-полевые трибуналы, следственные комиссии, военные комитеты и комиссары, воинские команды и др.
Смысл и содержание законности подменило известное Постановление Реввоенсовета Республики от 4 февраля 1919г., которое прямо предписывало революционным военным трибуналам в своих решениях и приговорах руководствоваться коммунистическим правосознанием и революционной совестью.
Гражданская война стала одной из величайших трагедий в истории России. В этот период происходят такие события, как мятеж белочехов, первые иностранные десанты в Мурманске и на Дальнем Востоке, поход армии Краснова на Царицын, мятежи эсеров, «красный» и «белый» террор, сражения Красной Армии с А. Колчаком, А. Деникиным, Н. Юденичем, борьба с польской интервенцией, борьба с П. Врангелем и др. Жестокость и жертвы этой войны оставили тяжелый след в истории.
После Октябрьской революции страна оказалась в международной изоляции. Международное и внутреннее положение Советской России несколько улучшилось только к концу 1921 г. В европейской части страны практически завершилась гражданская война. Отдельные очаги ее сохранялись только на Дальнем Востоке, в Закавказье и Средней Азии. У противников большевиков как внутри, так и за пределами страны не оставалось сомнений в том, что они потерпели поражение. Данное обстоятельство не могло не сказаться на действиях и позиции бывших союзников царской России по Антанте. Они стали менять методы борьбы против молодой Республики Советов. Исполнителями планов западных правительств по дестабилизации обстановки в Советской России и свержению правительства большевиков стали, прежде всего, многочисленные белоэмигрантские организации. Наибольшую активность в этом плане проявляли «Российский общевоинский союз», «Национально-трудовой союз нового поколения», «Российский фашистский союз», «Народный союз защиты родины и свободы», «Объединенный казачий совет» и некоторые другие.
К началу 20-х гг. белоэмигрантские организации антисоветской направленности образовали совместно со спецслужбами панской Польши, Франции, Англии, Румынии и некоторых других стран единый фронт против Советской России.