«Хуже всего, что в этой войне оружие, взятое в руки во имя защиты веры, разрушало всякую веру».
Кастельно, «Воспоминания» Религиозные войны во Франции являются лишь региональной составляющей конфликта, потрясавшего Европу XVI в. Реформация развела Север и Юг Европы по разные стороны баррикад. После Священной Римской империи Франция становится полем сражения идеологий, и королевская власть в ней ослабевает. В обоих лагерях осознают, что это сражение решающее. В противоречие вступили восторжествовавший на церковном Соборе дух Рима, не отказавшегося от своих мировых притязаний, и дух Женевы — города трех революций, савояров, англикан и кальвинистов. Борьба двух доктрин, двух традиций, двух способов восприятия жизни и смерти, которая ведется пером и словом, мешает осуществлению мечты о единстве лютеран и кальвинистов, католиков и гугенотов, а в конце религиозных [5] войн — реализации проекта Жана де Серра «Гармония». За спинами идеологов и министров место церкви занимают партии со своими политическими и военными структурами, сомнительными союзами, революционными программами, поэтами и памфлетистами. В этой неразберихе верховная власть то делает свой выбор, то отказывается от него и наконец останавливается на фигуре Генриха IV, который, объединив политиков, на какое-то время остановил борьбу за власть. Внутри партий влияния сторонников отдельных кланов смешиваются со спецификой отдельных провинций или городов, с неудовлетворенными индивидуальными или групповыми амбициями, и все они непрерывно подпитываются экономическим и социальным кризисом конца века. Этот кризис имеет множество аспектов: хаос в денежном обращении, рост цен, налоговая политика, спекуляции. Наряду с войной и связанными с нею опустошениями, кризис усиливает социальные потрясения. И, наконец, каждую из этих партий поддерживают иностранные державы, поставляющие людей и деньги и стимулирующие тем самым продолжение войны: Англия королевы Елизаветы, Испания добродетельного короля, а также германские герцогства Савойя и Лотарингия. Их действия были продиктованы прежде всего практическими интересами.
Эпоха религиозных войн началась в 1559 г. со смертью короля Генриха II и закончилась [6] подписанием Нантского эдикта в 1598 г. То было время сложное и бурное, насыщенное событиями, плодотворное с точки зрения идей, искусства и литературы. В последнее время как во Франции, так и во всем мире к этому периоду вновь возник живейший интерес. Анализ этих событий, несомненно, поможет лучше понять некоторые важные аспекты жизни современной Франции и современной Европы. [7]
Глава I.
НЕПРЕРЫВНЫЕ КОНФЛИКТЫ И НЕНАДЕЖНЫЕ ПЕРЕМИРИЯ
В 1559 г. удар копья Монтгомери[1], убивший короля Генриха II, «меняет лицо Франции». Сможет ли наследник трона Франциск II обуздать силы, готовые разбушеваться при малейшем ослаблении королевской власти? С одной стороны, существовала группа, связанная с женой короля Марией Стюарт. В нее входили Гизы: Франсуа Лотарингский, герой Меца и Кале, и Шарль — кардинал Лотарингский, вдохновители политики религиозных репрессий и католического альянса, проводившейся Генрихом II. С другой стороны были протестанты. После публикации «Наставления в христианской вере» [8] (первое издание в 1536 г.), после возвращения Кальвина из Страсбурга, где он провел 3 года (1538—1541) и попал под влияние Буцера[2], после превращения Женевы в столицу Реформации, началось быстрое распространение протестантизма. Группы сторонников Реформации возникали вокруг Парижа, по берегам Луары, которая была основной артерией страны, а также на западе и юго-западе страны, включая Лион и города в нижнем течении Роны. Новые общины, заявившие о своей принадлежности к реформированной церкви, возникают на берегах крупных рек, поэтому на востоке, за пределами Лотарингии и принадлежавшей Испании провинции Франш-Конте, нельзя не упомянуть Рону с Женевой, а также Рейн с Базелем и Страсбургом. 25 мая 1559 г. в Париже собирается первый протестантский синод. Новая церковь объявляет себя главной и независимой и встает лицом к лицу с католической церковью, и, вдохновившись примером Аугсбургского религиозного мира 1555 г., требует от верховной власти официального признания.
В 1559 г., с началом царствования Франциска II, монархия делает свой выбор. Мир с Испанией, подписанный в Като-Камбрези[3], свидетельствует [9] о желании двух великих держав сосредоточиться на борьбе с ересью. Однако способность власти во Франции проводить подобную политику вызывает сомнения — прежде всего из-за неожиданной смерти государя, а также из-за финансовой слабости. Годы, предшествовавшие подписанию этого мира, были отмечены двойным поражением борющихся друг с другом врагов. Поступление драгоценных металлов из Америки изменило ситуацию в финансах и в экономике и привело к перемещению зон процветания. Одновременно с упадком средневековых городов, некогда возникавших на пересечении торговых путей и богатевших за счет ярмарок и рынков, начали подниматься города на западе и юго-западе страны, в регионах широкого распространения протестантизма. В период роста долгов от предыдущих войн решение монархии о проскрипции части подданных должно было выдержать испытание временем.