Орден Святого Апостола Андрея Первозванного
За появление первого и высшего ордена России нужно «благодарить» одну из самых знаменитых в мире наград – английский орден Подвязки. Дело в том, что в 1698 г. этим орденом собирались наградить русского царя Петра I. Но тот счел, что награждение его синей подвязкой сделает его… подданным британской короны. И логика в этом была, так как в соответствии со Статутом ордена Подвязки его рыцари обязаны повиноваться своему суверену (королю Британии) и защищать его. Пойти на это царь России не захотел, а потому решил попросту учредить собственную награду. Им и стал орден Святого Андрея Первозванного. Датой его «рождения» считается 30 августа 1698 года.
Орден был наименован в память апостола Андрея, который издавна почитался как первый проповедник христианства на Руси и ее покровитель (хотя многие историки считают рассказы о путешествии апостола в Киев и Новгород не более чем апокрифом). Так или иначе, около 70 г. в греческом городе Патры апостол был распят на косом кресте, который получил название «Андреевский». Поэтому синий Андреевский крест стал знаком нового ордена. На концах этого знака размещались буквы S.A.P.R. (Sanctus Andreus Patronus Russiae – «Святой Андрей покровитель России»). Знак надевался на муаровую голубую ленту, которая носилась через правое плечо. Орденская звезда была восьмилучевой, с девизом «За веру и верность» в центре аверса. В XVIII веке звезда ордена часто вышивалась на одежде, начиная с XIX века она выполнялась из серебра. Звезда носилась на левой стороне груди выше всех прочих наград; в том случае, если орден вручался за боевые заслуги, к знаку и звезде с 1855 г. присоединялись скрещенные мечи. Кроме того, в торжественных случаях знак ордена носился на груди на фигурной цепи.
Орден Святого Апостола Андрея Первозванного
Интересно, что у первого (а до 1714 г. – единственного) русского ордена… не было Статута. Попытки разработать его предпринимались неоднократно, но только спустя столетие (!) после учреждения награды появилось первое его официальное описание. Согласно ему, орден вручался за исключительные заслуги перед государством как на военном, так и на гражданском поприщах.
У ордена Св. Андрея Первозванного была одна степень, но существовала еще одна, более почетная разновидность этой награды – знаки ордена с алмазами или бриллиантами. Награждали ею отдельно. Так, А.В. Суворов был удостоен самого ордена в 1787 г. за победу при Рымнике, а два года спустя за победу при Кинбурне получил алмазные орденские знаки.
Первым андреевским кавалером в истории России 20 марта 1699 г. стал Федор Алексеевич Головин (он же год спустя стал первым русским генерал-фельдмаршалом, а три года спустя – первым генерал-адмиралом). Этот соратник Петра I занимал исключительно важное положение в государстве, фактически совмещая обязанности главы правительства и внешнеполитического ведомства. Умер Ф.А. Головин в 1706 г., а в 2007-м перед Андреевским собором в Петербурге был открыт памятник первому кавалеру высшего ордена России.
Орден № 2 получил гетман Иван Мазепа, лишенный награды за предательство в 1708 г. А вот с орденом № 3 уже вышла почти детективная история: официально его получил прусский посол в России Людвиг Принцен, а «секретно» – господарь Валахии Константин Брынковяну, который не был внесен в орденские списки. Таким образом, вопрос, кто именно является первым иностранным кавалером ордена – Принцен или Брынковяну – остается открытым. Интересно, что в первую пятерку награжденных вошел еще один иноземец – великий канцлер Саксонии граф Вольф-Дитрих фон Бейхлинген (1703). А за военные заслуги впервые был вручен орден № 4, его обладателем стал генерал-фельдмаршал Борис Петрович Шереметев, награжденный 30 декабря 1701-го за победу над шведами при мызе Эрестфер. И только шестой орден Св. Андрея Первозванного получил его учредитель Петр I. Причем награжден он был за конкретный боевой подвиг – пленение 7 мая 1703 г. в устье Невы двух шведских кораблей. В тот день Петр и его сподвижник А.Д. Меншиков во главе небольшого отряда русских гвардейцев на тридцати шлюпках взяли на абордаж шведские корабли «Гедан» и «Астрильд», выиграв первое в истории русского флота сражение. Царь одним из первых ворвался на палубу «Гедана» с гранатой в руках. За храбрость он и А.Д. Меншиков были удостоены андреевских лент, причем награды им вручал первый кавалер ордена Ф.А. Головин.
Всего в течение XVIII столетия высшего ордена России был удостоен 231 человек. С 5 апреля 1797 г., когда был опубликован Статут награды, орденом было разрешено награждать священнослужителей. С этого же дня кавалерами Св. Андрея Первозванного автоматически становились при крещении все великие князья дома Романовых (князьям императорской крови, т. е. правнукам императоров, орден вручали при достижении совершеннолетия). Кстати, именно отсюда идет обычай перевязывать младенцев мужского пола голубой ленточкой (напоминание о голубой ленте ордена Св. Андрея Первозванного).
Широко было распространено награждение орденом Св. Андрея Первозванного политиков иностранных держав, поддерживавших хорошие отношения с Россией. Иногда такие отношения были временными, что приводило к неприятным казусам. Так, в 1807 г. кавалером ордена Св. Андрея Первозванного стал император Франции Наполеон I. Узнав об этом, король Швеции Густав IV Адольф в знак протеста вернул в Петербург свой орден. Но, по иронии истории, сто лет спустя, в 1903-м, орден Св. Андрея Первозванного получил уже другой Бонапарт – принц Луи-Наполеон, правнучатый племянник императора, который в чине генерал-майора командовал в русской армии Кавказской кавалерийской дивизией.