Ознакомительная версия. Доступно 5 страниц из 23
В истории Руси великий князь Владимирский Всеволод Большое Гнездо занимает особое место. Вместе с отцом Юрием Долгоруким и старшим братом Андреем Боголюбским он заложил основы могущества Северо-Восточной Руси, превратил Владимир после Новгорода и Киева в еще одну общерусскую столицу и стал самым авторитетным князем Рюриковичем на рубеже XII–XIII вв.
После разрушительного Ордынского нашествия только потомки Всеволода смогли восстановить былое величие Руси уже с новым центром – Москвой, и свергнуть ненавистное трехсотлетнее иго. Все это позволяет считать этого князя предшественником и даже родоначальников великих князей Московских, создавших в XV в. Русское централизованное государство – основу современной России.
Отец и мать
Всеволод Большое Гнездо появился на свет в период, когда в Древнерусском государстве начался особый период, называемый историками феодальной раздробленностью. Для него были характерны ослабление центральной власти, постоянное дробление княжеских владений, междоусобные войны и как итог – резкое падение военного потенциала страны, провоцирующее иностранную агрессию.
При великом князе Юрии Долгоруком (ок. 1090–1157 гг.), отце Всеволода, значение Киева как столицы Древнерусского государства существенно упало. В разросшемся роду князей Рюриковичей появилось много самостоятельных правителей, не желавших подчиняться единому центру и считавших себя независимыми властителями в своих «отчинах» – землях полученных по отцову завещанию.
Русское войско. Миниатюра Радзивиловской летописи
К середине XII в. четко выделяются несколько самостоятельных княжеств, претендующих на роль независимых государств: Киевское, Черниговское, Полоцкое, Переяславское, Ростово-Суздальское и Галицко-Волынское. Кроме того, в Древней Руси всегда особняком стояла Новгородская земля. Ее жители сами выбирали себе князя.
Князья Рюриковичи не сразу осознали, что своими междоусобицами ослабляют Древнерусское государство и ведут его к распаду. Юрий Долгорукий, отец Всеволода Большое Гнездо, еще надеялся, что сможет подчинить себе все русские земли и стать единоличным правителем. Он долгие годы вел борьбу за Киев, считая его общерусской столицей. На это князь тратил много сил и средств, которые получал от своей «отчины» – Ростово-Суздальской земли. Здесь на спокойном северо-востоке он почему-то не хотел править и все время стремился к «матери городов русских» на крутом берегу Днепра.
Ростово-Суздальское княжество, наследственное владение отца Всеволода Юрия Долгорукого, располагалось в междуречье Волги и Оки и включало в себя древние земли кривичей, вятичей и угро-финских племен мери, веси и муромы. Здесь простирались плодородные угодья Суздальского Ополья и пролегали важные торговые пути из юго-восточных стран в Европу. Они шли по рекам Волга, Ока, Москва-река, Шексна и др.
Впервые северо-восток Древней Руси начал осваивать еще великий князь Новгородский и Киевский Ярослав Мудрый, построивший на Волге город-крепость Ярославль. Затем эти земли стали наследственным владением младшего Ярославича – Всеволода. Тот сразу же пожаловал их старшему сыну Владимиру Мономаху, предпочитая жить в Переяславле-Южном, а потом и в Киеве.
Владимир перенес столицу из Ростова в Суздаль и тоже основал город в честь своего имени – Владимир-на-Клязьме. Не считая ростово-суздальские земли особо ценным владением, он завещал их одному из младших сыновей – Юрию, от второй супруги.
В летописях нет точных сведений о том, кем была мать Юрия и соответственно бабушка Всеволода, но некоторые факты указывают на ее черниговское происхождение. Вероятнее всего, она была дочерью знаменитого черниговского князя Олега Святославича, прозванного Гориславичем. На это указывают следующие факты.
Во-первых, хорошо известно, что Юрий и его сыновья постоянно поддерживали дружеские отношения с черниговскими князьями. Даже первое упоминание о Москве связано с летописным рассказом о пире Юрия со своим приятелем, черниговским князем Святославом Ольговичем. Дружба с ним могла объясняться довольно близким родством. Князья, по нашему предположению, были двоюродными братьями. Напротив, сыновья Владимира Мономаха от первой супруги – английской принцессы Гиды, враждовали с Ольговичами, сыновьями и потомками князя Олега Святославича.
Во-вторых, на момент предполагаемого брака родителей Юрия в самом начале 90-х гг. Владимир Мономах правил в Чернигове (1078–1094). Олег Святославич в это время находился в плену у хазар, потом в Тмутаракани. Вернувшись в 1094 г. на Русь, он тут же без боя и каких-либо осложнений получил от Владимира свой Чернигов. Такое легкое решение сложного вопроса могло объясняться тем, что Владимир Мономах не стал спорить со своим тестем. Позднее он даже простил ему гибель сына Изяслава и поручил другому сыну, Мстиславу, изгнать черниговские полки из своего Ростово-Суздальского княжества. Сам в конфликт с тестем предпочел не вмешиваться.
Таким образом, напрашивается вывод о том, что дед и бабка Всеволода принадлежали к наиболее известным семьям в клане Рюриковичей. Дед Владимир Мономах в конце жизни занял великокняжеский киевский престол и стал одним из самых могущественных для своего времени правителей. Это открывало путь к великокняжескому престолу и его потомкам. Черниговское происхождение бабки позволяло и внуку поддерживать родственные и дружеские отношения с многочисленными представителями «племени Ольговичей», которые всегда играли заметную роль на политической арене Древней Руси.
Отец Всеволода – великий князь Киевский Юрий Владимирович, как уже отмечалось, был сыном великого князя Киевского Владимира Мономаха от второго брака. Его старшие братья, сыновья английской принцессы Гиды, Мстислав, Святослав, Роман, Ярополк и Вячеслав, из-за значительной разницы в возрасте (около 20 лет) с ним не дружили. Более того, дети Мстислава даже вступили с Юрием Долгоруким в борьбу за киевский престол. Это обстоятельство позднее осложнило жизнь и самого Всеволода, заставляя принимать участие в многочисленных междоусобных баталиях с близкими родственниками.
Владимир Мономах, очевидно, предвидел, что его сыновья от двух браков будут конфликтовать из-за наследства, поэтому в 1108 г., в возрасте около 16 лет, женил Юрия на дочери половецкого хана Аепы и выделил ему Ростово-Суздальское княжество. Сыновьям Гиды, по его замыслу, предстояло стать великими князьями Киевскими. До этого они правили в Новгороде и Смоленске.
Но Юрий Долгорукий, как уже отмечалось, не слишком дорожил своей «отчиной» и после смерти старших братьев начал стремиться только в Киев на великокняжеский престол. Он не хотел понять, что Киев к середине XII в. уже утратил свое былое значение общерусского центра, что проходящие через него торговые пути в Византию перестали играть для Руси столь большое значение, как раньше, что постоянная угроза половецких набегов осложняла жизнь мирного населения на юго-западе. Особенно опасным было занятие земледелием на окраинах страны. Половцы разоряли все поселения и в массовом порядке уводили крестьян в плен. Поэтому многие сельские жители стремились перебраться на спокойный северо-восток.
Ознакомительная версия. Доступно 5 страниц из 23