Проблемы власти: ликвидация безграмотности[1]
ТОТ, КТО НЕ УТРУЖДАЕТ СЕБЯ усилием понять и разобраться, тот, кто ожидает получить ответы на все вопросы современности на обывательском уровне, может сразу отложить эту книгу и не занимать свой ум головоломками.
Вопросы, которые обсуждает мой коллега Рифат Шайхутдинов в книге «Современный политик: охота на власть», сложны и требуют усилия воли и мысли.
В основе книги лежит убеждение автора в том, что перспективы страны — не в экономическом росте, не в реформах, не в географическом положении, климате и т. п., а в модернизации принципов власти. Соответственно проблемы страны — это в первую очередь проблемы устройства власти, и причем не только государственной. Поэтому эта книга — о проблемах современной России и одновременно — книга о власти, книга о возможностях политики в России, о возможностях модернизации власти в России.
Нужно сказать, что тема модернизации власти сама по себе является сложной и не проработанной современными российскими политологами и политиками — достаточно посмотреть, как обсуждаются такие базовые понятия, как «элита», «собственность», «демократия». Кроме того, полностью отсутствует проработка таких необходимых для этого понятий, как «народ», «собственно власть» и другие. Точно так же мы не найдем в этой книге ответа на вопросы о том, что именно тезис о модернизации власти означает технически для России и каким образом такая модернизация может быть осуществлена. Это, на мой взгляд, главная претензия к автору. Впрочем, мы надеемся, что Шайхутдинов продолжит разработку этой темы и в дальнейшем предложит свои варианты ответа.
«Современный политик: охота на власть» не носит ни разоблачающего, ни апологетического характера. Книга рассчитана на то, чтобы поднять тему власти в политических и общественных дискуссиях в России. Ее цель — оформить и освоить новое измерение этих дискуссий, углубить их, вывести их за рамки разговоров о персоналиях, о беззубой политической конкретике, снять набившие оскомину оппозиции, давно уже противопоставляющие одну неопределенность другой.
Автор стремится поднять тему власти — но таким образом, чтобы она давала некую сдвижку в сознании людей и некую сдвижку в их отношениях с властью. Можно сказать, что это первый шаг в ликвидации тотальной российской безграмотности в отношении проблем власти. Все ругают власть — но очень и очень немногие имеют язык и понятия, чтобы о власти говорить и с пониманием в ней участвовать.
Почему это важно? Мы считаем, что современный мир находится в ситуации освоения власти и экспериментирования с властью. На наш взгляд, — и тут я полностью согласен с Рифатом Шайхутдиновым — Россия отстает от этого процесса и явно в нем проигрывает (что показывает опыт оранжевых и прочих революций на постсоветском пространстве). Как преодолеть это отставание, как не впасть в череду революций, как России оставаться великой суверенной державой в новом глобализованном мире — эти вопросы интересовали автора и многих его коллег, в долгих спорах с которыми рождалась эта книга.
«Современный политик: охота на власть» Шайхутдинова — это новый нетрадиционный взгляд на проблемы и перспективы России.
«Современный политик: охота на власть» — это попытка определить пути реальной и современной политики в России.
Ошибутся те, кто скажет, что такая постановка вопроса — концентрация на власти — банальна. Мы утверждаем, что, не разобравшись с проблематикой власти, Россия не сможет ее модернизировать, а значит — не сможет остаться великой современной суверенной страной.
Эта книга — приглашение к дискуссии о перспективах страны, о проблемах современной России, о принципиальных проблемах власти.
От автора
Жить подлинной жизнью
Избыток возможностей составляет характерный признак здоровой, полнокровной жизни, утилитаризм же — это симптом слабости, жизненной ущербности: ведь и больной всегда экономен в движениях…Каждое препятствие, встречаемое нами, должно подталкивать нас к новому риску, к изобретению новых возможностей.
Хосе Ортега-и-Гассет
ПОДЛИННАЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ — жизнь с избытком возможностей, сил и энергии, с избытком размышлений. Жизнь — это не выживание, жизнь — это освоение: освоение сил природы, социальных и властных механизмов. Освоение и преодоление себя. Человек всегда стремится расширить собственные возможности, переступить через свои границы. Это и есть ситуация мысли и самоопределения.
Нельзя быть слабым и глупым. Нельзя, чтобы тебя использовали. Это все равно что быть больным. Полнота жизни, ее осмысленность и значимость — это то, что зависит от каждого, а возможность для такой жизни в России — это вопрос власти. Отвечать за то, что сделал, имеет смысл, только если действия были целенаправленными и осмысленными, а не осуществлялись по стечению обстоятельств или по приказу.
Совсем недавно в России возможность жить полной жизнью давал бизнес. Бизнесмены могли зарабатывать, чувствовать себя свободно, нормально смотреть в глаза своим детям, обустраивать и развивать жизнь вокруг себя в своей стране. Лучшие умы, лучшие силы страны ринулись осваивать новые просторы капитализма. Как и в любом освоении нового, главными двигателями были авантюризм и амбиции.
Сильные предприимчивые люди, осваивая бизнес, думали, что они герои и первопроходцы, в которых нуждается страна. А сегодня из них пытаются сделать воров, предателей Родины. «Бьют уверенно, наверняка…» Их заставляют оправдываться и просить прощения. У кого и за что? У взяточников и казнокрадов, у паразитов, которые ничего не делают, а только собирают компромат, паразитируют на процедуре и праве подписи? Не дождутся!
Это о них писал Ницше: «Как истощенные достигли того, чтоб стать законодателями ценностей? Или иначе: как достигли власти те, которые последние?»
Сильных и вольных людей выживают из страны, их пытаются сделать постсоветской эмиграцией первой волны. Но нельзя допустить, чтобы бизнес связывал свои перспективы с зарубежьем, чтобы молодежь, не найдя себя в стране, уходила из активной жизни в забвение. Главный потенциал страны — активные амбициозные люди, и эта книга — для них.
Сегодня делать что-то в России, не понимая ее дальнейших перспектив, не влияя на эти перспективы, — бессмысленно. Поэтому я начал заниматься политикой — сегодня возможность жить настоящей жизнью дает именно она.
Но и из политики сейчас выживают. Вместо реальной политики — предвыборные интриги и PR под руководством политтехнологов. Политика наводнена кислыми и малоприятными личностями. Делается все для того, чтобы в политику не пришли молодые и сильные.