От автора
Помощник президента России Сергей Ястржембский в мае 2000 года обратил внимание мировой общественности на активные контакты главы ПАСЕ британского лорда Рассела-Джонстона и лидера чеченских экстремистов Аслана Масхадова. При этом было заявлено, что «за спиной России ведутся тайные переговоры с целью выработки скоординированной позиции по принуждению России к прекращению антитеррористической операции в Чечне». Но вскоре стало ясно, что не только дипломатическими средствами Запад, в том числе и Великобритания, противодействует проведению миротворческой политики России на Кавказе.
Уже летом 2000 года в средствах массовой информации появились сообщения о подготовке англичанами специалистов минно-взрывного дела для вооруженных формирований международных террористов, воюющих на территории Чечни. Проникновение в Чечню британцы начали в 1997 году. Первоначально представители международной неправительственной организации «Хейло-Траст» (штаб-квартира в Лондоне) попытались сделать это легально, обратившись за разрешением на разминирование в Совет безопасности РФ. Им было указано, что подобная деятельность иностранных организаций на территории России запрещена законодательством.
Представители этой организации, начиная с весны 1997 года, начали нелегально прибывать на территорию Чечни. Коммерсанты, въехавшие в Россию якобы «для торговли товарами для села», вопреки российским законам нигде не регистрировались и по отлаженным каналам перебирались из Москвы в Чечню. В соответствии с указанием Масхадова «Хейло-Траст» были выделены помещение в Старом Ачхое и охрана из состава так называемой Службы национальной безопасности Ичкерии. В ФСБ России сообщили, что достоверно известно о подготовке не менее 100 (по некоторым данным свыше 150) минеров-подрывников из числа местных жителей Чечни. Через «Хейло-Траст» налажена контрабанда специальной техники, средств связи и имущества военного назначения для боевиков незаконных вооруженных формирований. Чеченский филиал стал «крышей» для шпионской деятельности иностранных спецслужб. Для сбора разведданных военно-политического характера сотрудники этой организации поддерживали тесные контакты с чеченскими лидерами и полевыми командирами — Яндарбиевым, Масхадовым, Гелаевым, Исмаиловым.
Осенью 2000 года российские средства массовой информации опубликовали документы и материалы, относящиеся к деятельности «Хейло-Траст».[1]В результате констатируется следующий нелицеприятный вывод: «Уже после Хасавюртовских соглашений руководство Ичкерии начало подготовку к новой войне. Это должна была быть затяжная партизанская война. Ключевая тактика партизан — минирование коммуникаций и объектов противника. Для этого, понятно, нужны высококлассные специалисты минно-взрывного дела… Подготовленные британцами чеченские специалисты принимали участие в терактах в Москве, Волгодонске и других городах России».[2]
Представители «Хейло-Траст» особое внимание обращали также на нефтеносные районы Чечни и трассу нефтепровода. Более того, среди заданий, получаемых ими из Лондона, были и такие: «Оцените последствия изменения обстановки в Чечне на решение вопроса о маршруте транспортировки каспийской нефти».
В ФСБ считают, что наряду с решением задач по подготовке подрывников и сбора разведывательной информации «Хейло-Траст» имела и более широкие политические полномочия. В частности, она была связующим звеном между режимом Масхадова и Западом и должна была если не подготовить, то, по крайней мере, изучить возможность ввода на Кавказ миротворческих сил, возглавляемых НАТО. В частности, в Лондонскую штаб-квартиру шла информация о размещении минных полей, указывались точные координаты мостов, бывших пунктов базирования федеральных войск и других объектов инфраструктуры. В отчете «Хейло-Траст» координаты многих объектов указаны с точностью до секунды, что соответствует примерно 30 метрам на местности. Этого вполне достаточно для наведения высокоточного оружия. Такая точность достигается лишь при использовании спутниковой навигационной системы. Уместно напомнить, что топопривязка с помощью приемников спутниковой навигации предшествовала нанесению ударов по территории Ирака и Югославии.
Примечательно, что «Хейло-Траст» официально является неправительственной организацией, однако финансирование ее деятельности осуществляется не столько частными лицами, а, прежде всего, министерством международного развития Великобритании. Поступают средства также от госдепартамента США, правительственных органов Германии, Канады, Европейского Союза. Поскольку штаб-квартира организации находится в Лондоне, именно там планируется и координируется деятельность ее сотрудников, именно туда стекается вся собираемая информация.
Заявление помощника президента России Сергея Ястржембского, а в еще большей степени сообщения о деятельности «Хейло-Траст» побудили меня продолжить работу над предлагаемым Вашему вниманию историческим очерком-исследованием о многовековых, чрезвычайно сложных и запутанных российско-британских отношениях, а также о связанных с ними событиях в Европе, России, Америке, на Ближнем Востоке и в Индии.
Несколько лет назад мне удалось познакомиться с любопытными документами. Это были отчеты о разведывательных поездках офицеров русской армии по Британской Индии в конце XIX — начале XX века. Откровенно говоря, столь специфический интерес дореволюционной России к далекой и экзотичной Индии был мне поначалу абсолютно не понятен. Что искали в том краю далеком наши предки? А, главное, зачем исследовали коммуникации, изучали расположение гарнизонов и характер боевой подготовки войск? В чем заключались центральноазиатские интересы России? На эти вопросы не давали ответы ни в школе, ни в военном училище, ни в академии. Под таким ракурсом военная история Отечества никогда не преподносилась. Лидер ЛДПР В. В. Жириновский не так давно попробовал что-то сказать о последнем броске на юг и желании омыть сапоги русского солдата в Индийском океане… Выслушан не был.
Вникая в открывшуюся мне проблему, начал изучать доступные документы, связанные с восточной, азиатской политикой России. И чем дальше углублялся в историю взаимоотношений России, Индии, Британии (она владычествовала в те годы в Индостане), тем яснее открывался мне непривычный угол зрения на нашу совместную историю. Нужно признать, что на протяжении несколько столетий Россия и Англия находились в глобальном противостоянии. Интрига на сессии ПАСЕ в 2000 году и обнародование фактов о деятельности «Хейло-Траст» со всей очевидностью показали, что это противостояние до сих пор не прекращено. Более того, со стороны Великобритании оно вновь стало носить ярко выраженный агрессивный, экспансионистский характер. Чрезвычайно важно разобраться в истоках этого противостояния. Чтобы понимать перспективы сегодняшней политики России на Западе, чтобы видеть ориентиры российской политики на Востоке.