Вступление
Чем разведчик отличается от обычного человека?
Первый, сообщая сенсационную новость собеседнику, всегда добавляет фразу: «Я прочел ее в утренней газете».
Этот анекдот в середине девяностых годов прошлого века автору рассказал высокопоставленный офицер Лубянки. Тогда мы обсуждали скандал, спровоцированный появлением в российских книжных магазинах книги, посвященной истории радиоэлектронной разведки. Авторов этой монографии обвиняли в разглашении государственных и ведомственных секретов. Оба служили в ФАПСИ[1]— организации, которая занималась не только «организацией и обеспечением криптографической и инженерно-технической безопасности шифрованной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом», но и радиошпионажем — «организацией и ведением внешней разведывательной деятельности в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с использованием радиоэлектронных средств и методов».
Авторов скандальной книги не спасло даже то, что все сообщенные ими факты были неизвестными только для отечественных читателей. На Западе про успехи и неудачи сотрудников Восьмого (шифровальное) и Шестнадцатого (радиоэлектронная разведка) управлений КГБ СССР знали еще во времена «холодной войны». Именно тогда появилось большинство публикаций, на которые ссылались сотрудники ФАПСИ. Правда, «злые языки» утверждали, что основная причина «наезда» на авторов — зависть отдельных начальников этого ведомства. В последнее десятилетие прошлого века было модно, престижно и выгодно писать о делах и людях Комитета государственной безопасности СССР. Именно тогда отечественный книжный рынок заполнили мемуары чекистов и «исповеди» перебежчиков, серьезные и тенденциозные монографии российских и зарубежных историков, результаты сенсационных расследований журналистов.
Прошло несколько лет, и большинство российских читателей утратило интерес к данной теме. Может из-за того, что чекистов со страниц книг и экранов телевизоров вытеснили новые «герои нашего времени»: «братки» и «менты». Их похождения ближе и понятнее современному жителю России.
Другая причина — разочарование в КГБ. Если Лубянка была такой мощной структурой, то как она могла допустить распад Советского Союза? Значит, вьмышленными были все подвиги чекистов на фронтах «холодной войны». В исчезновении с политической карты мира СССР и в катаклизмах конца восьмидесятых — начала девяностых годоз виноваты не чекисты, а руководство страны, которое допустило все это. Чекисты, как и их предшественники — жандармы в Российской империи, — были лишь мечом и щитом в руках правителей. Они всегда следовали воле императора или генерального секретаря. Если бы зимой 1916/17 года Николай II ввел бы в стране диктатуру, то не было бы Февральской революции и Октябрьского переворота. Другое дело, что слабовольным был последний российский царь и не был способен на такой поступок. Мало кто знает, что Департамент полиции в последние годы существования Российской империи был прекрасно осведомлен обо всем, что происходило в лагере оппозиции.
Третья причина — большинство тайн Лубянки уже раскрыто, поэтому громких сенсаций не будет. Да, это действительно так. Зато в данной книге есть множество малоизвестных страниц из истории Комитета государственной безопасности СССР.
Часть первая. 1954–1958 годы Рождение и становление КГБ
Пятидесятые годы прошлого века вместили в себя множество важных событий в истории нашей страны. Смерть Иосифа Сталина, кратковременное пребывания у власти Лаврентия Берии, разоблачение «культа личности» Никитой Хрущевым, первая политическая «оттепель»… и рождение Комитета государственной безопасности. Именно тогда была сформирована его структура и принципы деятельности, которые сохранились неизменными на протяжении почти сорока лет до осени 1991 года.
Так же динамично изменялась ситуация в стане Главного противника — Соединенных Штатов Америки и его союзников. Например, в январе 1956 года при Президенте США был сформирован Совет консультантов для периодического рассмотрения вопросов разведывательной деятельности за границей. Расширялся разведывательный аппарат Англии. В 1955–1957 годах было создано четыре новых управления, чья основная деятельность была направлена против социалистических стран. В 1957–1958 годах была проведена крупная реорганизация разведывательных и контрразведывательных органов Франции. Одна из основных причин реформ — необходимость выполнение задач, вытекающих из членства страны в НАТО. Находившиеся до 1956 года на полулегальном положение разведка ФРГ «Организация Гелена» была включена в структуру государственных органов управления Западной Германии. В отличие от первого послевоенного десятилетия, когда западногерманская вела тактическую разведку на территории Венгрии, ГДР и Чехословакии, теперь она начала проводить разведывательные операции на территории Советского Союза.[2]
Американские дипломаты, взобравшись на крышу своего посольства в Москве фотографируют советские военные самолеты во время воздушного парада. Середина пятидесятых годов прошлого века
Еще одна малоизвестная страница из истории Советского Союза, которая напрямую связана с «тайной войной». После смерти Иосифа Сталина произошло ослабление репрессивной политики в отношении тех, кто в годы Великой Отечественной войны сотрудничал с оккупантами. Например, в сентябре 1955 года Указом Президиума Верхового Совета СССР была объявлена амнистия для этой категории граждан. В страну начали возвращаться бывшие советские граждане, которые по разным причинам оказались за границей. Только с 1955 года по 1958 год на Родину вернулось свыше 12 тысяч человек.
В 1955 году в Бресте, Ленинграде, Мукачеве и Одессе были организованы пункты для их приема и проверки, укомплектованные оперативными работниками КГБ. Привлечение чекистов к процедуре встречи «блудных сынов» было вынужденной мерой. Иностранные спецслужбы поспешили воспользоваться этим «каналом» для заброски агентуры на территорию Советского Союза. Согласно официальным данным: «Начиная с 1956 года среди прибывших в СССР репатриантов оперативные работники разоблачали ежегодно от 30 до 50 агентов иностранных разведок и эмиссаров антисоветских центров и организаций. В частности, в 1957 году среди прибывших репатриантов было выявлено 26 агентов империалистических разведок и 36 участников зарубежных антисоветских центров и организаций».[3]
Но чекистам приходилось сражаться не только с внешними врагами советского государства, но и с внутренними. Речь идет о «бандеровцах» и «лесных братьях», которые в годы Великой Отечественной войны сотрудничали с немецкими оккупантами, а после того как Красная Армия освободила территорию Западной Украины и Белоруссии, а также Прибалтики, начали терроризировать и грабить местное мирное население. За несколько послевоенных лет идейные борцы с советской властью деградировали до обычных уголовников. Об этом достаточно много написано в отечественной литературе, поэтому мы не будем подробно останавливаться на этом вопросе. Отметим лишь, что в 1956 году чекисты изъяли: «…У бандитов, местных жителей (Прибалтики и Западной Украины. — Авт.), а также в специально оборудованных тайниках и укрытиях 6 пушек, 3 миномета, 37 пулеметов, 172 автомата, 756 винтовок, 1122 пистолета, 346 гранат, свыше 51 ООО патронов, 56 516 мин, снарядов, авиабомб и 180 килограмм взрывчатых веществ».[4]