Глава 1.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ БАЗЫ
Значение военно-морских баз Ханко и Порккала-Удд нельзя оценить без краткого экскурса в историю и географию северного побережья Финского залива. Именно географические особенности южной Финляндии определяли характер войн как в XVIII веке, так и в XX. Северное побережье Финского залива, Аландский архипелаг и побережье Швеции от Эстхамара до Фигехолма представляет собой почти сплошные шхеры. Плавание в шхерных районах — дело весьма трудное, требующее отличного знания местности, так как навигация в шхерах возможна только по строго определенным путям — фарватерам, чрезвычайно извилистым и таящим массу опасностей. Наиболее трудными являются шхерные районы Финляндии и Або-Аландские, несколько легче плавание по шведским шхерам.
Понятно, что до появления паровых двигателей плавание в шхерах больших парусных судов (кораблей и фрегатов) было крайне затруднено, а в отдельных местах вообще невозможно. В результате этого в обеих русско-шведских войнах — 1700— 1721 гг. и 1741—1743 гг. — обе стороны имели по два флота: корабельный и гребной, действовавших в подавляющем большинстве случаев независимо друг от друга. Корабельные флоты сражались в открытом море, а гребные — в шхерах.
Таким образом, классическая теория «владения морем» не действовала на Балтике. Большая флотилия русских кораблей не могла перехватить гребные суда, которые могли пройти шхерами из Стокгольма до Выборга и даже до Березовых островов, находящихся рядом с Кронштадтом. На этом маршруте гребным судам приходилось лишь три раза выходить из шхер на 30—40 км в открытое море. Это пролив Седра-Кваркен между шведским берегом и Аланским архипелагом, а также у двух острых, выдающихся в Финский залив полуостровов Ганге и Поркалаудд. Эти последние два полуострова и были главными стратегическими пунктами в ходе всех войн XVIII—XX веков.
В 1712 г. у Гангута состоялось знаменитое морское сражение — первая серьезная победа русских в Северной войне.
В 1788 г. адмирал С.К. Грейг занял Гангут, что бы прервать коммуникации заблокированной шведской эскадры со Стокгольмом. У Гангута встал отряд из корабля «Родислав» и трех фрегатов. Вскоре к ним присоединились корабли «Память Евфстафия» и «Пантелеймон».
3 октября 1788 г. русский отряд воспрепятствовал попытке шведских транспортов с провиантом с запада прорваться к своим войскам в Финляндии.
5 октября у Гангута на Тверминском рейде была отражена попытка прорыва шведского флота, на сей раз с востока, в Абоские шхеры.
В марте—апреле 1789 г. в Ганге шведы, воспользовавшись уходом русских кораблей на зимовку, построили два островных форта — «Густавсверн» и «Густав Адольф» (вместе 50 пушек), прикрывавших шхерный фарватер.
Крепость оставалась в руках шведов до 9 мая 1808 г., когда ей овладели русские.
По ведомости штатных крепостей 1816 г. Ганге (Гангут) числился во II классе.
В 1832 г. генерал-инспектор по инженерной части сообщал директору Инженерного департамента, что «нашел в сей крепости не укрепления, но одне только развалины оных». Тогда же его адъютант полковник Бакунин доносил, что «несмотря на стратегическую важность Гангута, который во время войны есть единственный порт, где наш флот при остовом ветре может, в случае нужды, найти убежище, и который, сверх того, есть ключ продовольственной линии шхерами», в нем налицо всего 5 лафетов, из них 4 еще шведских, причем все они «сквернейшие».
Вскоре крепость кое-как подправили: местами соорудили новые деревянные брустверы и валганги и немного освежили артиллерийское вооружение.
К 1853 г. укрепления Гангута состояли: а) на острове Густавсверн — из 3 каменных и 1 деревянного бастионных фронтов; б) на острове Густав-Адольф — из 3 каменных и 1 деревянного бастионных фронтов; в) на острове Мейерфельдклит — из 3 каменных бастионных фортов. Кроме того, имелось 9 деревянных батарей. На вооружении состояло 100 орудий.
Союзный флот, вошедший весной 1854 г. в Финский залив, решил сделать Гангут своей временной базой и 8 мая вошел на Большой рейд. 10 мая несколько пароходо-фрегатов приблизились к укреплениям и открыли по ним жестокий огонь, на который батареи по мере возможности отвечали. После четырехчасовой безрезультатной перестрелки неприятельские корабли отступили к своей эскадре, и атака больше не возобновлялась.
Однако, опасаясь новых атак союзников, наши адмиралы решили оставить Гангут. 15 августа 1854 г. по приказу Николая I все укрепления крепости были взорваны.
В 1912 г. на обоих берегах западной части Финского залива началось строительство крепости Петра Великого. Островные батареи вблизи Гангута должны были стать элементами этой крепости.