Часть первая. Искусство и наука понимать людей.
Введение
Когда я быламаленькой и жила в Майами, мой отец, ныне покойный, Эйбрахам Гласс любил игратьсо мной в одну игру; конечно, я и подумать тогда не могла, что со временем онаоткроет для меня путь к профессиональному успеху. Отец часто водил меня в кино,где перед началом сеанса всегда показывали новости или мультфильмы, а после,когда мы не спеша спускались к «Ройял-касл», чтобы съесть по гамбургеру ивыпить из запотевшей кружки березового напитка, он всегда задавал мнекакой-нибудь вопрос. Например, как звали одну из собачек из только чтовиденного нами мультфильма, и если я отвечала правильно, отец покупал мнеподарок.
Находясь рядом сним, я научилась быть предельно, внимательной ко всему, что меня окружает,запоминать людей, которых встречала, и места, где бывала. И никаких скидок мнене делалось, потому что на карту было поставлено развитие потенциального дара.
Обычно отецпросил меня припомнить различные мелочи, например, какого цвета платье было натой даме, выглядела ли она грустной и кого мне напомнила. Он постоянно внушалмне необходимость видеть и слышать все вокруг, заставляя замечать малейшиедетали. Куда бы мы ни шли, отец постоянно обращал мое внимание на всякуювсячину: как переливаются цвета на клюве у какой-нибудь пичужки, меняетсянаправление ветра перед тропической бурей, пахнет свежескошенная трава, какойвкус у спелого и сочного манго. Он владел даром обучения и добился того, чтовсе мои чувства обострились и я научилась полностью воспринимать окружающийменя мир.
Так с ранних летя готовилась к тому, что со временем стало делом всей моей жизнь. Я такувлеклась этим занятием, что благодаря ему сумела узнать не меньше, чем за всевремя обучения в учебных заведениях. Впрочем, отец подготовил меня и к тому,чтобы стать хорошей студенткой, и это позволило мне получить звание докторанаук сразу в двух областях — в прикладной психологии и в области проблемнарушения общения.
Анализособенностей речи и голоса дает богатый материал для оценки состоянияпсихического здоровья человека. Темп речи, высота, громкость и свойства егоголоса, много или мало человек говорит, — все это может послужить точныминструментом определения его эмоционального состояния, а на этой основе иглавных черт характера.
Трудымногочисленных антропологов, включая известное исследование Дезмонда Морриса идругих, заложили основы изучения выражения лица человека в целях лучшегопонимания особенностей человеческого общения. Полученные ими результатыпомогают нам более глубоко понять поведение людей, что, в свою очередь, даетключ к определению их характеров. Аналогично литература, посвященная анализуязыка тела, предлагает совершенно новый подход к пониманию людей, отличный отпростого восприятия того, о чем они говорят.
Постоянноенаблюдение за человеком в течение определенного периода времени с точки зрениявсех четырех модальностей — языка тела, лица, голоса и манеры речи — позволяетточно установить, люди какого типа характера подходят для него наиболее илинаименее всего. Выявляя с помощью этих четырех модальностей общения истиннуюсущность людей, мы можем лучше понять самих себя и более правильно решать, скем нам следует контактировать, а с кем необходимо расстаться, чтобы наша жизньизменилась к лучшему.
Предлагаемая вэтой книге методика разработана на основе собранных мною более чем за двадесятилетия эмпирических данных о тысячах клиентов, которым мне удалось помочьулучшить их технику общения. Это были люди из разных слоев общества и всехвозрастов, в том числе имеющие определенные психологические и эмоциональныепроблемы, а также инвалиды. Были среди них и совершенно здоровые, оченьуравновешенные и высокоодаренные люди — спортсмены, врачи, домохозяйки,бизнесмены, юристы и политики. Мне довелось также поработать со звездамишоу-бизнеса, такими, как Дастин Хоффман, Хулио Иглесиас, Энди Гарсиа, ДоллиПартон, Бен Верин, Николас Кейдж, Шон Коннери, Кеану Ривз, Рене Руссо, МеланиГриффитс и Марли Мэтлин.
Мои клиентынаучились общаться с людьми более эффективно, правильно преподносить себяпублике, улучшили звучание своего голоса, отказались от неудачной манеры речи,освоили правильное произношение, исправили свой выговор и обрели большуюуверенность в себе. Они научились лучше общаться с людьми, с которыми ихсвязывали как деловые, так и личные отношения.
Работая со своимиклиентами в Беверли-Хиллс и Нью-Йорке, я досконально изучала не только манеруих речи, но и имидж. Чтобы поставить правильный диагноз и выработатьсоответствующий план действий, я рассматривала их буквально с головы до ног,изучала малейшие погрешности их речи, посадку головы, выражение лица, глаз,походку, манеру сидеть или стоять. Я внимательно слушала и тщательноанализировала все, о чем они говорили и как.
Я следила замимикой лица и жестикуляцией моих клиентов, присматривалась к их позам иманерам и заметила, что некоторые сочетания тех или иных особенностей голоса,речи, языка тела и выражения лица постоянно присутствовали у людейопределенного типа характера. Так выяснилась возможность обобщения, и я смоглавыделить четырнадцать различных типов характеров.
Изучение того,как мои клиенты проявляют себя вовне, давало мне таксе полное понимание ихвнутреннего мира, что многие начинали думать, будто я психиатр. Как же еще ямогла узнать так много о том, что они чувствуют или что не дает им покоя, еслиони никогда не говорили об этом?
Проанализировавих внешний вид и манеру речи, я точно определяла их характер и догадывалась отом, что творится у них в душе. Лицо и тело не лгут, они отнюдь не менееинформативны, чем слова, которые кто-то говорит, и то, как он их произносит. Ямогла сказать, что переживали мои клиенты, просто послушав их и понаблюдав заними. Я могла сказать много интересного только по тому, как они стояли или наменя смотрели.