Е. И. Цымбал
ОГНЕННЫЕ РЕЙСЫ
Е. И. ЦЫМБАЛ
ОГНЕННЫЕ РЕЙСЫ
ОДЕССА, «МАЯК», 1979
ББК 63.3(2)722 9(с)27 Ц94
Рецензенты:
В. Н. Немятый, кандидат исторических наук,
Б. В. Бортновский, капитан 1-го ранга в отставке
ТРАССЫ ЖИЗНИ
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА
В Советском Союзе германские империалисты видели главное препятствие на пути к осуществлению своих сумасбродных планов завоевания мирового господства. 6 июня 1941 года Гитлер утвердил окончательный план нападения фашистской Германии на нашу страну. Его секретная директива, разосланная командующим войсками, гласила: «День вторжения — 22 июня. Время — 3 часа 30 минут утра. Армия действует независимо от авиации».
9 июня в Берхтесгадене Гитлер выслушал доклады командующих о готовности к нападению и напутствовал своих генералов: «Желаю успеха. На параде в Москве встретимся».
Так начиналась величайшая военная авантюра XX века, выношенная и подготовленная международным империализмом.
Ранним утром 22 июня 1941 года ожесточенные бои развернулись на обширном фронте от Баренцева до Черного моря. Пограничные села и города нашей Родины подверглись массированному артиллерийскому и минометному обстрелу, на многие города были совершены воздушные налеты. Немецко-фашистские войска вторглись на нашу землю.
В первые же часы войны самолеты противника появились и в районе Одессы. Они минировали фарватеры Днепро-Бугского лимана, усеяли минами район Дунайского гирла, подходы к Севастополю.
Смертельная угроза нависла над страной. С первого же дня войны Коммунистическая партия выступила как вдохновитель и организатор борьбы армии и народа против гитлеровских захватчиков. СССР превратился в единый боевой лагерь.
Партия в своей организаторской и политической работе руководствовалась указаниями В. И. Ленина о том, что «...раз дело дошло до войны, то все должно быть подчинено интересам войны, вся внутренняя жизнь страны должна быть подчинена войне, ни малейшее колебание на этот счет недопустимо»[1].
Опираясь на законы общественного развития, бессмертное учение марксизма-ленинизма, на преимущества социалистического строя, Коммунистическая партия и Советское правительство немедленно начали разработку конкретной программы мобилизации всех сил страны для отпора немецко-фашистским захватчикам. Эта программа была начертана уже в первых документах военного времени: в Заявлении правительства от 22 июня 1941 года и в директивах Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 года[2].
Конкретные указания Центрального Комитета партии, изложенные в первых директивных документах военного времени, легли в основу работы партийных организаций, боевой деятельности советских войск, партизанской борьбы в тылу врага, перестройки народного хозяйства на военный лад.
Этими историческими документами руководствовались и партийные организации водного транспорта, в том числе и черноморского. В условиях войны перед ним встали сложные и ответственные задачи. Он должен был в значительной мере обеспечить снабжение войск на юге страны, оперативные перевозки, эвакуацию народнохозяйственных ценностей и населения.
Коммунисты Одессы с первых дней войны развернули большую организаторскую и воспитательную работу, направленную на выполнение директив партии и правительства. В райкомах, горкоме и Одесском обкоме партии буквально с первых часов войны установился особо напряженный ритм работы.
Вот как, по рассказу А. И. Пермякова, бывшего помощника первого секретаря, встретили утро 22 июня 1941 года в Одесском обкоме партии:
«Около четырех часов утра дежурный шофер привез меня в обком. Первый секретарь А. Г. Колыбанов находился уже в своем кабинете, разговаривал по телефону. Потом сказал:
— Александр Иванович, помогите дежурному собрать членов бюро, заведующих отделами, всех ответственных работников обкома, кого только сумеете разыскать.
В это время снова зазвонил телефон. Жестом попросив меня остаться, Анатолий Георгиевич взял трубку.
— Слушаю Вас, Гавриил Васильевич, — ответил он звонившему, командиру Одесской военно-морской базы контр-адмиралу Г. В. Жукову. — Спасибо. Знаю. Мне уже звонили из Москвы и Киева. Будем держать связь. Информируйте меня чаще. А с командующим округом я переговорю.
Колыбанов положил трубку и снова обратился ко мне:
— Разыщите начальника пароходства и свяжите меня с ним, а вернее — пусть он приедет в обком. Чем раньше, тем лучше.
Колыбанов в обычной своей манере, спокойно и четко, отдавал распоряжения, отвечал на телефонные звонки. Его собранность и выдержка передавались окружающим. Это помогало преодолевать гнев и боль, ярость и тревогу, вызванные вестью о нападении фашистов, и уверенно выполнять порученную работу.
Ровно в пять утра в кабинете первого секретаря началось совещание.
— Главное сейчас,— сказал в заключение Анатолий Георгиевич, — быстро, не теряя драгоценного времени, собрать на предприятиях, в порту, учреждениях ответственных работников, коммунистов и приступить к выполнению мобилизационных планов. Через каждые два-три часа прошу докладывать мне о ходе дела. Если где-то возникнут затруднения — звоните немедленно.
Ответственные работники были распределены по районам города и тотчас разъехались на места».
Сразу же после правительственного сообщения о нападении фашистской Германии на заводах и фабриках, в учреждениях и учебных заведениях состоялись митинги. Патриотизмом, непоколебимой верой в победу над зарвавшимся агрессором были проникнуты выступления их участников. В резолюции многолюдного митинга тружеников Черноморского пароходства говорилось: «Считаем себя мобилизованными на выполнение всех задач, которые будут поставлены перед нами для обеспечения победы над врагом. Каждый из нас будет самоотверженно продолжать работу на своем участке и в любую минуту, когда это потребуется, грудью встанет на защиту своей социалистической Родины».
Газета «Моряк» в экстренном выпуске 22 июня 1941 года рассказала о митингах и собраниях, состоявшихся на судах и береговых предприятиях пароходства. Она опубликовала совместное заявление экипажей пароходов «Орел», «Черноморец» и «Пенай» о готовности моряков встать на защиту социалистического Отечества и «до последней капли крови драться с агрессором». Клятвенное обещание достойно выполнить свой патриотический долг единодушно дали участники митингов на судах «Белосток», «Крым», «Красный Профинтерн», «Плеханов», «Войков».
— Пока каждый из нас — боец трудового фронта, будем работать за двоих и троих, — сказал на митинге в Одесском порту кадровый докер Плаксиенко. — Но по первому же зову партии и правительства я возьму в руки оружие и, как в 1918 году, пойду бить врага.
Коммунисты разъясняли трудящимся директивы партии и правительства, постановления местных партийных и советских органов. Высокий политический и трудовой подъем вызвала среди населения передовая статья «Правды» от 24 июня 1941 года.
«Мы не рассчитываем на легкую победу, — подчеркивалось в ней. —