Мифы Румынии
В оформлении обложки использованы иллюстрации: maximlacrimart, Richard Laschon, Panacea Doll, Marina Sun, Kolesov Sergey, Paul Craft / Shutterstock / FOTODOM
Используется по лицензии от Shutterstock / FOTODOM Во внутреннем оформлении использованы фотографии:
ecstk22, Marzolino, Anna-Nas, Creatikon Studio, zef art, Mike Pellinni, My September, Raggedstone, SingerGM, Canities, Elkhophoto, mykhailo pavlenko, M-SUR, Nechita Andreea Simona, Pixachi, Foxartbox, Bogdan Vacarciuc / Shutterstock / FOTODOM
Используется по лицензии от Shutterstock / FOTODOM
«Мифы Румынии» приглашают окунуться в романтику старины, насладиться магией народных сказок и преданий, почерпнуть житейскую мудрость, силу и жизнелюбие румынского народа.
© Воробьева Н., текст, 2024
© ИП Москаленко Н.В., оформление, 2024
© Давлетбаева В.В., обложка, 2024
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2024
Введение
История культуры и мифология каждой страны – невероятно обширное и очень увлекательное поле для изучения, причем не только в глубоко научном смысле, но и в плане знакомства с традициями, привычками, жизнью того или иного государства. Так сложилось, что русскоязычному читателю отлично знакома мифология Древней Греции – кто хотя бы поверхностно не знает о легендах и мифах этой страны благодаря Николаю Куну! – или Древнего Рима, но вот мифология Румынии несправедливо остается укрытой темной пеленой забвения. Все, что знает о фольклоре Румынии среднестатистический житель России, – это то, что там есть граф Дракула. Пожалуй, Дракула – это первая и единственная ассоциация, возникающая у большинства, но ведь это в корне неправильно. Помимо Дракулы – который, кстати, там вообще не главный – в румынской мифологии есть огромное количество персонажей, заслуживающих того, чтобы об их существовании знал не только узкий круг исследователей и ученых. А еще в истории и культуре этой страны кроется множество любопытных фактов и деталей, способных пролить свет в том числе на взаимоотношения предков румын с другими национальностями. Румынская мифология, как губка, впитала в себя культуру сразу трех различных мифологических эпох – фракийской, римской и христианской, – и это вылилось в удивительный симбиоз. Самобытность Румынии во многом и кроется в этом симбиозе, вернее, в его последствиях, благодаря которым появился на свет необычайно интересный и богатый мир, с которым хочется познакомить каждого.
Замок Пелеш, Румыния
Эта книга разбита на восемь глав. В первой главе мы поговорим о том, кем были предки современных румын, и о том, кто и почему оказал на них наибольшее влияние. Вторая расскажет о пантеоне румынских богов – там нашлось место и для фракийских божеств, и для римских, и даже можно провести аналогию со славянскими. Третья глава приоткроет завесу тайны над мироустройством румынской мифологии – мы узнаем, как был сотворен мир и какую роль в этом сыграли дьявол, еж и пчела. В четвертой главе мы познакомимся с четырьмя основными сюжетами румынского фольклора – его пластами. Пятая глава, самая обширная, введет читателя в мир персонажей румынского фольклора. Мы узнаем, чем отличаются иеле от зынеле, вырколак от приколича, а балаур от домашнего змея, познакомимся с главным положительным героем румынских сказок и его возлюбленной, увидим воплощения голода, жажды и не только. Шестая глава подробнее расскажет о вампирах и, конечно же, о графе Дракуле, а в седьмой читатель сможет познакомиться с некоторыми праздниками и обрядами, которые живы в Румынии и по сей день. В заключительной, восьмой главе собраны примеры бытующих в Румынии поверий, легенд и примет, а также приведены тексты двух основных сюжетов румынского фольклора – «Миорицы» и «Мастера Маноле» – и одна из наиболее популярных сказок о Фэт-Фрумосе.
Хочется верить, что путешествие в румынскую мифологию придется вам по вкусу и подарит радость и хорошее настроение.
Начнем?
Глава 1
Как все начиналось
Румыния – удивительная страна, в истории и культуре которой непостижимым образом смешались отголоски традиций сразу из трех мифологических эпох: христианской, римской и фракийской. Каждая из них оказала свое влияние на формирование румынского фольклора, но не будет ошибкой сказать, что наибольшую роль в его становлении сыграла все-таки культура славянская. Славяне, как ближайшие соседи, и их культура никогда не были чужды румынам и их предкам, поэтому неудивительно, что в румынской мифологии сегодня есть много точек пересечения с мифологией славянской и можно обнаружить немало персонажей, так или иначе напоминающих знакомых нам с детства героев сказок, мифов и легенд. Однако прежде чем пускаться в подробное путешествие по волнам румынской мифологии, необходимо хотя бы вкратце поговорить о том, что это за народ и где прячутся его корни.
Ксенофан, древнегреческий философ
А прячутся они еще в VII веке до нашей эры – именно тогда на территории современного Черноморского побережья Румынии появились первые греческие колонии, а несколько столетий спустя, в 82 году до нашей эры, там же возникло независимое государство Дакия, или Дакийское царство, которое населяли, как нетрудно догадаться, даки – представители фракийских племен индоевропейского происхождения, с древности обитавших на Балканах. Даже сегодня точно нельзя сказать, была ли у даков письменность, и сведения, дошедшие до нас, обрывочны и разрозненны.
Ксенофан, древнегреческий поэт и философ (VI–V вв. до н. э.), подмечает интересное отличие между греческими и фракийскими богами – вторые, в отличие от первых, были светловолосыми и голубоглазыми, и это притом что сами фракийцы относились к южноевропеоидному типу, то есть были темноглазы и темноволосы.
Сегодня группу фракийцев, живших много лет назад на территории нынешней Румынии, историки предпочитают называть гето-даками, потому что даки – это их самоназвание, происходящее, если верить древнегреческим ученым, от слова daos – фригийского названия волка.
Дж. Годдард. Борьба за существование.1800-е гг. Галерея искусств Уокера
Это отнюдь не редкость, когда племя получало свое этническое наименование по названию какого-то животного. Подобная практика была в ходу у многих народов, и это всегда носило религиозный характер. Что до даков, то с волками у них издавна были особые взаимоотношения – они и боялись, и почитали этих хищных животных. В сознании даков волк был тесно связан со сражением, войной. С отвагой и свирепостью волков даки сравнивали смелость юношей в бою, и неслучайно на знаменах воинов красовалось изображение волчьей головы. Известный историк и религиовед Мирча Элиаде предполагает, что при отождествлении воина с волком могла иметь место также вера в возможность ритуального превращения в волка. Даки верили в ликантропию – существование людей-оборотней, способных обращаться в волков; эта вера сохранилась и у румын, и к этому мы еще вернемся позже в разговоре о волколаках. Кроме того, даже если отбросить в сторону мысль о ликантропии, среди воинов существовало также ритуальное подражание волку – его поведению и внешнему виду. Каждый молодой воин должен был пройти особый обряд инициации, заключавшейся в «преодолении человеческого облика в порыве агрессивной, устрашающей ярости» и ношении при