ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена изучению традиционных семейных обычаев и обрядов башкир с конца ХУШ в. до наших дней. В пяти очерках, объединенных общей темой - семейный быт, рассматриваются целые комплексы обрядов и обычаев, знаменующие важнейшие вехи в жизни отдельного человека и семьи в целом. Это обычаи и обряды, связанные с вступлением в брак, созданием семьи, - свадебный комплекс, родинные, похоронные и поминальные. В одном из очерков исследуется порядок наследования и раздела имущества в башкирской семье, существовавший в дореволюционном прошлом. Изменениям в семейно-брачных отношениях башкир в советское время, развитию семейной обрядности в современных условиях посвящен последний очерк книги.
Научно-познавательное значение этнографического изучения семейных обычаев и обрядов и актуальность его для практики современного социально-культурного строительства обусловлены прежде всего той важной ролью, которую играла семья в прошлые эпохи и продолжает играть в наши дни. Как известно, основоположники марксизма историю таких важнейших социальных институтов, как государство и частная собственность, рассматривали в прямой связи с происхождением и историческим развитием семьи (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.23-178; Архив Маркса и Энгельса. Т.П. С.1-192).
Семейные обычаи и обряды - это внутренняя жизнь семьи, способ ее функционирования, реализации ею социальных, нравственно-идеологических, педагогических и иных функций. В то же время это часть общественного, традиционного народного быта. Не только потому, что семья -частица общества, первичная социальная ячейка. Весьма важно в плане сказанного, что семейные обряды и праздники выходят далеко за рамки семьи. Свадебные торжества, похороны и другие события становились заметными явлениями жизни всего аула, нередко нескольких деревень. В целом в семейном быту отражаются особенности социально-экономического уклада и культурных традиций, всего образа жизни народа, его истории.
Поэтому семейные обряды и обычаи представляют важнейший источник, во-первых, для этнографической характеристики народа, они дают возможность составить более полное представление о народе, его культурно-бытовом облике, нравственно-эстетических воззрениях и навыках; во-вторых для воссоздания социальной и культурной истории народа, разработки проблем этногенеза, этнических и хозяйственно-культурных взаимосвязей и взаимного сотрудничества с другими народами региона и сопредельных территорий; в-третьих, для изучения эволюции семьи как одного из важнейших социальных институтов, механизма связи семейно-брачных отношений с социально-экономическими в конкретно-исторических условиях. Кроме того, в семейно-бытовой обрядности сосредоточен накопленный веками нравственный, эстетический и педагогический опыт народа, который может быть успешно использован и уже используется в современном культурно-бытовом строительстве, в разработке и внедрении новых гражданских и семейных обрядов и праздников.
Исходя из изложенного, авторы книги ставили перед собой задачу дать по возможности полное системное описание важнейших традиционных семейных обрядов и обычаев башкир с охватом территориальных различий, определить идеологическую нагрузку и функциональное значение обрядов в семейном и общественном быту, выяснить их происхождение и социально-историческую обусловленность. Для решения последних двух задач в ряде случаев было необходимо попытаться реконструировать первоначальный смысл и содержание рассматриваемых явлений и проследить их последующую эволюцию. Нужно было сопоставить локальные варианты обрядов и обычаев, выявить в них наиболее древние и поздние элементы, установить их последовательность во времени, привлечь материалы по семейной обрядности народов, прежде всего тех, которые исторически соприкасались с башкирами.
Такое исследование в башкирской этнографии предпринимается впервые. Однако вопросы семейного быта башкир, особенно свадебной обрядности, нашли довольно широкое освещение в дореволюционной и советской литературе. Это прежде всего фундаментальные монографии С.И.Руденко "Башкиры" (1925,1955), основывающиеся на результатах полевых изысканий автора в Башкирии в самом начале XX в. и в советское время. Исследователь не ограничился изложением своих материалов, он свел воедино и обобщил сведения, содержащиеся в работах авторов ХIX - начала XX в. Сказанное в полной мере относится к главам о семье и семейном быте башкир (1925. С.244-269; 1955. С.259-286). Сведения эти использованы и в наших очерках.
Ценный и достоверный материал содержится в первом в истории отечественной этнографии систематическом описании народов России И.Г.Георги (1776), сочинениях участников академической экспедиции 1769-1770 гг. П.С.Далласа, И.И.Лепөхина, Н.Рычкова. Хотя наблюдения авторов ХУШ в. и те материалы, которыми они располагали, далеко не полны и фрагментарны, они значительно расширяют хронологические рамки бытования известных в наши дни обычаев и обрядов в их исторической динамике на протяжении более чем двух столетий, дают возможность построить обратную проекцию в древность.
Из числа многочисленных авторов XIX в., которые писали о нравах и обычаях башкир, в русле нашей темы необходимо отметить публикации Н.С.Попова (1813), П.Небольсина (1854), В.М.Флоринского (1874), Н.Ма-лиева (1876), Н.Литуновского (1878), М.В.Лоссиевского (1883), А.Е.Алекторова (1885), В.А.Арнольдова (1894), и особенно С.Г.Рыбакова (1897), Д.П.Никольского (1890-1891,1899). В книге Д.П.Никольского "Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование" (1899) довольно подробно рассматриваются вопросы о родильных обрядах, лечении больных, воспитании детей, свадьбе и похоронах. Во второй половине XIX в. начали появляться работы, написанные выходцами из башкир, - это публикации П.Назарова (1863,1890), Б.М.Юлуөва (1885,1892), М.Баишева (1895). Информация, содержащаяся в этих работах, отличается непосредственностью, богатством конкретных живых деталей, большой достоверностью; особенно это заметно в материалах о свадебной обрядности.
В первое десятилетие XX в. появляется несколько работ, в которых приводятся материалы об архаических формах брака (левират) и свадебных торжествах (Зеленин, 1908), народные представления о душе и смерти, примечательные детали погребального обряда (Руденко, 1908-1909; Круковский, 1909; Нелезнов, 1910; Филоненко, 1913-1914).
После Октябрьской революции в Башкирской АССР было начато планомерное изучение этнографии башкир и других народов республики. Кроме отмеченных работ С.И.Руденко, в плане рассматриваемой темы выделяются статьи о свадебных обычаях иргизо-камеликских'башкир .ҪДәуләтшин, 1927), свадебных причетах (Вильданов, 1927). В эти же годы развернула свою работу комплексная Башкирская экспедиция АН СССР под руководством С.И.Руденко, программа которой включала также исследование семейного и общественного быта. Уже на рубеже 1930-х годов, в связи с начавшимися репрессиями и утверждением административно-командных методов руководства в стране, экспедиция прекратила свое существование и в этнографическом изучении республики наступило затишье. Как последний отголосок начатых широких изысканий конца 1920-х годов в "Антропологическом журнале" в 1932 г. появилась статья Г.П.Горбуновой «Об одной "научной* экспедиции", направленная, по замыслу автора и издателей, на разоблачение "псевдонаучной" методики и программы экспедиции С.И.Руденко. Между тем статья содержит собранный с большой последовательностью добротный материал о народном опыте и обрядах, связанных с рождением и воспитанием ребенка, о народной (и особенно женской) гигиене, свидетельствующий о глубокой продуманности программы и методики экспедиции.
Новое оживление этнографических исследований в Башкирии относится к 1950-м годам- Вслед за вторым изданием книги С.И.Руденко появляются монографии и сборники по этнографии и фольклору. Вопросы общественного и семейного быта башкир, семейно-бытовой обрядности нашли отражение в монографиях Р.Г.Кузеева (1957,1974,1978), Н.В.Бикбулатова (1969,1981),