СЕРИЯ "МИР БУДДИЗМА"
Ашока — любимый богами, царь Пиядаси
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Цивилизация — это не электрический свет, не самолеты, не создание ядерных бомб. Цивилизация — это не убийство людей, не уничтожение созданного, не ведение войны; цивилизация — это быть в согласии со всеми и уважать каждого."
Нитидацу Фудзи
Удивительная вещь человеческое сознание. Оно помнит лишь то, что хочет забыть и чего хочет избежать, но словно поддаваясь неведомой силе, опять стремится к злу и страдает.
Вспоминая школьный курс истории, кажется, что история человечества это сплошные войны и конфликты, но в действительности ли это так? Разве мы хотим воевать? Тогда зачем мы изучаем историю войн? Я думаю, это происходит от того, что некоторые думают, что война это важное событие. Да, возможно это так. Это важное событие, которое несет в себе уничтожение одного народа другим и естественно это важно для этих народов, жизненно важно, и, кроме того, — это влияние на судьбу истории. Конечно, многие также думают, что война происходит тогда, когда агрессивное государство сильно и находится на подъеме своего развития — и изучая историю войны, мы невольно изучаем или проникаем в условия этого подъема, а какой же человек не хочет жить в развивающемся государстве, находящемся почти на пике своего существования, когда, кажется, весь мир стоит у твоих ног и нужно сделать лишь шаг и он будет твоим. Но это является роковой ошибкой для всех народов. Как только делается этот шаг, сразу начинается эпоха упадка этого государства. Сначала невидимо изнутри подтачивается дух и утрачивается единство этого народа, появляется праздность и беспечность, затем неравноправие, из-за чего, как правило, появляется зависть, козни, а то и открытые междоусобные столкновения, и, наконец, падение империи. Вот, что приносит война.
Что предшествует войне? Есть народ, который сплочен, который имеет свою духовную традицию, выраженную в мифах, сказках, легендах. Все это, так или иначе, влияет на сознание людей, у которых просыпаются скрытые таланты к искусству — рисованию, ваянию, стихосложению. Искусство — это желание создавать нечто новое, доселе невиданное, но понятное, заключающее в себе смысл, и это творчество происходит при наивысшей концентрации всех духовных сил, что называют вдохновением. Наряду с этим возникают науки, то есть не что иное как обобщенный опыт предыдущих поколений, но динамический, способный развиваться благодаря навыкам, приобретенным от искусства. Этот народ начинает духовно и культурно подыматься над другими народами. И тут происходит желание "просвещать" эти другие народы, влиять на них. Естественно эти другие народы не желают такой опеки и не воспринимают ее. Тут и начинаются конфликты и взаимные обиды. Так могут пройти годы, десятилетия, но так или иначе появляется вождь, который решает силой разрешить эту проблему. Естественно развитое государство побеждает и в награду получает земли и богатство завоеванного народа. Правители входят во вкус и начинаются все новые и новые войны. Уже не нужны сказки, мифы и легенды, ненужно искусство, не нужна наука, нужны только воины для новых кровавых побед — так наступает упадок культуры и духовности.
Это все то, что мы учим в школе. Но разве не было никаких просветов за всю многовековую историю человечества? Оказывается есть. Это правление третьего императора династии Маурьев — царя Ашоки, который жил в третьем веке до нашей эры. Мы о нем не учили в школе, наверно потому, что его правление было не типичным и не вписывалось в определенную систему изложения материала, хотя это и является странным.
Современным ученым очень мало известно о жизни Ашоки. Немногочисленными источниками являются легенды, бережно хранимые буддистами и собранные в таких произведениях как Дивьяавадана, Ашокавадана, Махавамса и ряде других работ. Эти истории сходны в целом, но различаются в деталях. Они говорят о исключительно жестоком и безжалостном принце, который убил многих своих братьев, чтобы занять трон, вел агрессивную войну, и который впоследствии был драматически обращен в буддизм, и затем, на пике своего военного могущества отказался от войн и насилия, как в политике, так и в личной жизни, правил мудро и справедливо до конца своей жизни. Но ни к одной из этих историй не относились серьезно, наверное потому, что во всех современных культурах есть легенды о «добрых» правителях, которые правили справедливо, и как надеется народ, придут в будущем. Большинство этих легенд опирается на народную фантазию из серии "Вот если бы…", и, как правило, говорится о каком-то удивительном человеке, который пришел и избавил их от деспотизма и самодурства злых царей, — чему нет никаких подтверждений в истории. Таким же образом воспринимались и многочисленные истории о царе Ашоке. Но благодаря тому, что находили надписи на скалах и колоннах на всей бывшей территории империи Маурьев и расшифровали их, то обнаружили, что их велел начертать некто иной, как царь Ашока — Любимый Богами, Царь Пиядаси. Таким образом, история, которая стала легендой, вновь стала историей.
БИОГРАФИЯ ГЕРБЕРТА УЭЛЛСА
Уэллс родился в 1866 году в Бромли, графство Кент. Карьеру Уэллса, возможно, определил несчастный случай — в детстве он сломал обе ноги, и проводил все время дома, благодаря чему много читал. Потом Уэллс окончил школу и получил дальнейшее образование в Педагогическом Колледже в Лондоне. Именно в Педагогическом Колледже Уэллс учился у известного биолога Томаша Хаксли, который оказал на него сильное влияние. "Научная фантастика" Уэллса (хотя он никогда не называл её так) явно была под влиянием его занятий в Педагогическом Колледже и интересов, которые он развивал в биологии.
Уэллс стал известным благодаря его первой работе — «Машина времени» в 1895 году. Вскоре после опубликования этой книги, Уэллс написал следующие: «Остров доктора Моро» (1895); «Человек-невидимка» (1897), и наиболее известную его работу: «Война Миров» (1898).
За эти годы Уэллс начал беспокоиться за судьбу человеческого общества в мире, где технология и научное развитие продвигаются очень быстро. В течение этого периода он был членом общества фабианцев (группа социальных философов в Лондоне, выступавших за осторожность и постепенность в политике, науке и общественной жизни). Уэллс теперь меньше писал научной фантастики, а больше работ по социальному критическому анализу.
После Первой Мировой Войны Уэллс издал несколько научных работ, среди них