Николай Николаевич Гостунский
Таруса - древний город на Оке
Н. Н. ГОСТУНСКИЙ
ТАРУСА - ДРЕВНИЙ ГОРОД НА ОКЕ
Издательство «Наука»
Москва 1965г.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР
кандидат исторических наук С. М. КАШТАНОВ
1 - 6 - 4 Д-36-65
От редактора
Публикуемая книга посвящена истории одного из старинных русских городов - Тарусы. Можно говорить о существовании Тарусы по крайней мере с XIII в. Не исключено, что город возник и раньше, однако сведений об этом в источниках обнаружить не удается. В окрестностях Тарусы уже в XII в. зарегистрировано наличие поселений городского типа (Лобынск и др.), а по мнению отдельных специалистов некоторые центры позднейшего Тарусского удела восходят к городищам X - XI вв. (Мыгпега).
Во второй половине XIII - середине XV в. Таруса была главным городом Тарусско-Оболенского княжества, попавшего в 1392 г. под непосредственный сюзеренитет Москвы. Во второй половине XV в. Таруса вошла в состав владений князей московского дома, сначала - как удел Андрея Меньшого, а с 1481 г. - как великокняжеская территория.
В XVI в. Таруса сохраняла политическое значение, будучи одним из важных звеньев в системе «береговой» службы. Города, расположенные на Оке, играли в ту пору выдающуюся роль в защите Русского государства от набегов крымских татар. В Тарусе XV - XVI вв. неоднократно дислоцировались крупные воинские соединения. В 1572 г. под Тарусой произошло большое сражение между русскими войсками и армией крымского хана Девлет-Гирея.
В XVII в., в связи с укреплением Тульской засечной черты, стратегическое значение Тарусы пало. Таруса XVII - начала XIX в. - это один из мелких городков России, не игравший заметной роли ни в экономической, ни в политической жизни страны. Тем не менее - и это показано в книге - рост Тарусы не остановился, она неуклонно развивалась экономически, в ней формировались свои кадры сначала дворянской, затем и разночинной интеллигенции. Довольно значительный подъем экономики наблюдался в Тарусе во второй половине XIX - начале XX в.
За годы Советской власти Таруса превратилась в благоустроенный город со своими специфическими отраслями промышленного производства (художественная вышивка, разработка известняков, лесное хозяйство и т. п.). Город обстроился новыми домами, получил разветвленную сеть органов здравоохранения и народного образования.
С конца XIX в. вплоть до настоящего времени Тарусе принадлежит особая роль в истории русской культуры. Необыкновенная прелесть здешней природы сделала ее излюбленным местом творчества художников и писателей.
С Тарусой связаны страницы жизни многих замечательных деятелей русской культуры. Об этом подробно рассказывается в последнем разделе книги.
Попытка осветить одинаково подробно все этапы развития города Тарусы является несомненной заслугой автора этой книги Н. Н. Гостунского.
Н. Н. Гостунский родился в 1879 г., по профессии - гидролог. Живя в Тарусе с 1952 г., он стал увлеченным любителем-краеведом и собрал большой материал по истории Тарусы.
Нельзя сказать, чтобы у автора совсем не было предшественников. Уже с конца XVIII в. историю Тарусы начали освещать в различных описательно-статистических и справочных изданиях. Подробнее других историю города изучил Д. Яхонтов (1902 г.), доведший свое повествование о Тарусе до середины XIX в. 1 Яхонтов ввел в научный оборот ряд ранее неизвестных архивных материалов, хотя сосредоточил свое внимание на истории церквей Тарусского края. Недостатком его труда является крайне слабый анализ источников, который обусловил целый ряд неправильных выводов автора.
Н. Н. Гостунский не впервые выступает с работой о Тарусе. В 1960 г. им совместно с И. Бодровым была выпущена небольшая книга под названием «Таруса», где очень кратко изложена древняя история города и основное внимание уделено его судьбам в годы Советской власти 1а. В 1964 г. вышла в свет книга И. Бодрова, посвященная по преимуществу истории пребывания в Тарусском крае писателей и художников 1б.
При редактировании представленной Н. Н. Гостунский новой, более подробной и обстоятельной книги о Тарусе, освещающей все периоды ее истории, редактор стремился прежде всего поставить изложение на почву критического анализа источников, при этом разделы, посвященные истории до XVIII в., были радикальным образом переработаны и дополнены материалом источников, не использованных в этих целях ранее. Дополнительные источники были привлечены также при редактировании разделов, посвященных Тарусе в XVIII в. и во второй половине XIX - начале XX в.
Кандидат исторических наук
С. М. КАШТАНОВ
I. Древнее население на территории Калужской области
Город Таруса находится в 75 км к северо-востоку от города Калуги, на возвышенном левом берегу реки Оки при впадении в нее Тарусы. В настоящее время Таруса входит в состав Калужской области.
В древности территория современной Калужской области: была покрыта дремучими лесами. Леса были богаты зверями, птицей, пчелами. В них водились кабаны, дикие кони, олени, козы, волки, медведи и лоси, а на реках бобры.
Эту землю населяло племя вятичей. В Повести временных лет говорится, что вятичи, радимичи и северяне «один обычай имеяху: живяху в лесех, яко же и всякий зверь, ядуще все нечисто». Причиной такого мнения о вятичах и пренебрежительного отношения к ним было то, что летописец выражал взгляды обитателей Приднепровья, которые были христианами, вятичи же были стойкими язычниками, но принимавшими к себе из Киева проповедников христианства. Раскопки курганов вятичей говорят о довольно высоком уровне их материальной культуры. Главным занятием вятичей в то время являлось земледелие и скотоводство. У них существовал обычай умыкания жен. Богатые имели по две и даже по три жены. Что касается покорения в IX в. вятичей хазарами, то это подчинение их чужеземцам выражалось только в виде дани. В то же время хазары вели в широких масштабах торговлю с азиатскими народами и Византией, и перед вятичами были в какой-то мере открыты пути, в большей части речные, для торговли с черноморскими и прикаспийскими странами. На развитие товарных отношений указывает денежная дань вятичей (по щьлягу2 с рала), которую они платили хазарам в X в. (в IX в. хазары «имаху по белей веверице от дыма»).
В Повести временных лет говорится о приходе вятичей из «лях»: «Бяста бо 2 брата в лясех, Радим, а другой Вятко, и пригнедъша седоста - Радим на Съжю и прозвашася радимичи, а Вятъко седе с родом своим по Оце, от него же прозвашася вятичи».
В исторической литературе существует мнение, что название вятичей происходит не