Рита Бараева
РАБОТА С ДЕТСКИМИ «СТРАШНЫМИ СНАМИ»
ПРИМЕРЫ ИЗ ПРАКТИКИ
Работаю педагогом-психологом в Центре дополнительного образования детей около двадцати лет. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса — деятельность разнообразная по направлениям, форме, содержанию: дети, родители, педагоги, диагностика, консультирование, развитие, коррекция, тренинги, просвещение, обучение… И многое другое. Но есть у меня любимое направление — работа с дошкольниками и их родителями.
В последние годы в процессе консультирования и при реализации программы эмоционального развития для дошкольников все чаще возникают вопросы изменения у детей поведения, состояния, настроения и даже здоровья, связанные со «страшными снами». Хочу предложить материал по практической работе с такими обращениями. Мне кажется, что в профессиональном арсенале специалиста это будет несложным, достаточно изящным, а главное — эффективным инструментом для коррекционного, консультативного или терапевтического взаимодействия с детьми.
О существующих и применяемых приемах, методах и методиках в работе по снижению уровня страха снов, наработке уверенности читала, слышала от коллег, узнавала на мастер-классах. За много лет сложился и свой прием, некий алгоритм работы с детскими «страшилками».
Не претендую на какое-либо авторство в полной мере, потому что в данном случае это — компиляция из нескольких методик, приемов различных направлений психологии (НЛП, психодрама, арт-терапевтические техники и др.). На мой взгляд, работа аналогична рефреймингу из НЛП, но у данной наработки есть некоторые преимущества: гибкость и вариативность; возможность использования не целиком, а частично; применение любых, что важно — знакомых психологу приемов, направлений, методик и техник, которыми он хорошо владеет (иногда достаточно и применения чего-то одного).
Рассматривать причины проявления «страшилок» не буду. Существуют как общие предпосылки, так в каждом случае есть и особенные, индивидуальные.
Также не буду описывать предварительные встречи и договор с родителями. Могу только отметить, что очень желательно, чтобы ребенок сам «захотел что-то сделать со своим страшным сном» с моей помощью. В ином случае формирование мотивации занимает много времени, дети зачастую «выдыхаются», непосредственно «работа со сном» проводится уже не в надлежащем ресурсном состоянии ребенка.
При обращении родителей с запросом на работу с детьми, которым периодически снятся «страшные» сны (или однажды приснился и есть последствия), я предлагаю прийти на индивидуальную консультацию или записать ребенка в группу эмоционального развития детей дошкольного возраста. Разница процесса «переформатирования страшного сна» в группе и индивидуально состоит только в том, что в формате консультации работа ведется в тандеме «ребенок — психолог» (родители подключаются при необходимости), в группе же можно прибегнуть к помощи детей непосредственно во время занятий.
Итак, этапы (алгоритм) проведения. Возможно (иногда — обязательно!) использование рисунка, пластилина, игрушек, любых необходимых бытовых предметов, находящихся в поле зрения.
1. Знакомство
Стандартная ситуация консультирования. Установление контакта, присоединение через эмоции, жесты, особенности речи, создание атмосферы доверия, поддержка и принятие ребенка, отсутствие критики. Очень важен момент договора о том, что:
сон — это такое место или состояние, где возможны любые, самые невероятные события;
человек — хозяин своего сна, а значит, может в нем участвовать, управлять им, изменять его;
хозяин сна — самый всемогущий персонаж всех снов.
2. Исследование проблемы
Прояснение ситуации страшного сна (место, время, сюжет, прочий антураж, участники, «Главный Враг», роль ребенка во сне, его состояние).
Обязательное выявление уровня страхов (наблюдение — мимика, жесты, позы, изменения голоса). Отслеживание в течение всего времени взаимодействия!
Конкретное портретное описание «Главного Врага», определение его намерений, последовательности их реализации во сне (что хочет сделать и каким образом, насколько силен, чем вооружен).
3. «Превращение сна в реальность»
Описание ребенком полной картины события, произошедшего во сне. Уточнять детали, не отвлекая ребенка, поддерживать в преодолении страха перед образами или действиями участников сна.
Выявление сильных и слабых сторон «Главного Врага», уточнение его намерений. Подготовка ребенка к «встрече», борьбе или другому решению проблемы во сне.
4. Выбор ребенком сценария разрешения ситуации сна (варианты и доработка)
Компромисс (различные предложения «Главному Врагу», альтернативное «исполнение» его намерений без ущерба для ребенка).
Борьба или волшебное уничтожение (многократное «усиление» возможностей ребенка во сне и такое же «уменьшение» возможностей «Главного Врага»).
Помощь (введение в сон дополнительных персонажей — сильных и могущественных друзей и помощников, как реально существующих, так и выдуманных).
Исчезновение из сна (замена данного деструктивного сна другим, с более позитивным содержанием и результатом). По опыту — использование данного варианта нежелательно, так как возможно повторение сна с «неразрешенной» проблемой.
«Репетиция действий» (ролевая игра с элементами психодрамы, обязательны пространственные передвижения, мимическая, жестовая и речевая активность).
Уточнение и изменение выбранных приемов, инструментов, действий.
Вычленение главных моментов, состояний, поз, действий, движений, оборотов речи. (Подбор предметного «стартового» маркера (сигнала, знака) для запуска процесса разрешения ситуации сна. «Так как во сне можно снова испугаться и забыть, что ты уже умеешь побеждать „Главного Врага”, есть некий „стартовый” знак (настроение, предмет, фраза, движение), который всегда с тобой и всегда может напомнить о твоих „безграничных” возможностях и умениях побеждать, настроить и помочь начать борьбу»).
«Экологическая проверка» успешности выбранного сценария. При необходимости — повторение работы по пунктам 2-3-4.
5. Подготовка к самостоятельной работе ребенка со своим сном
(«Детский» вариант НЛП-техники подстройки к будущему).
Планирование действий ребенка при подготовке к встрече со сном (подготовка к реальному засыпанию, мини-репетиция «встречи» с «Главным Врагом» во сне).
Наличие и проверка выбранного ребенком «сигнального» предмета или его «заменителя», расположение реального предмета в доступном месте.
Повторение «стартового» настроения, слова, движения, действия с предметом-«сигналом».
Привлечение родителей. (Объяснения и обсуждение с родителями данного пункта, если ребенку требуется их помощь).
6. Завершение
Эмоциональная поддержка ребенка.
Прощание. (Выбранный «сигнальный» предмет — рисунок, поделка, игрушка — по желанию ребенок или оставляет, или забирает с собой для самостоятельной работы. Обратная связь: номер телефона
ается ребенку, когда возникнет потребность позвонить мне, он говорит о своем желании родителям).
Вот и весь алгоритм. Было очень непросто прописать все вышеизложенное так, чтобы было просто и понятно. Надеюсь, что у меня получилось. На практике все гораздо легче, интереснее, артистичнее.
Несколько примеров проведения такой работы. Мне кажется, это поможет более наглядно представить, как все это происходит.
Ольга, 10 лет
После случая на море летом (ее немного накрыло волной) стали сниться страшные сны, просыпалась в истерике, слезах. Раньше подобного не наблюдалось. Родители очень обеспокоены, готовы на длительную работу с психологом, детский невролог предложил медикаментозный курс лечения. Девочка