Лирой
Пролог
Солнце палило нещадно, превращая асфальт в раскаленную сковороду. Воздух дрожал над улицей, искажая очертания домов и редких прохожих. В этой духоте притаилась старенькая автомастерская. Ее покосившаяся дверь, украшенная разноцветными пятнами старой краски, распахнулась с таким грохотом, будто в нее въехал разъяренный «Запорожец», выплюнув двух запыхавшихся парней. Грохот распахнувшейся двери заставил меня вздрогнуть. На пороге, словно участники изнурительного марафона, стояли Димка с каким-то юношей. Потные, с растрепанными волосами и футболками, прилипшими к спинам, они напоминали пару охотничьих собак, вернувшихся с неудачной охоты.
Димка, с его фирменной улыбкой, которая могла осветить весь квартал, хлопнул меня по плечу:
— Серега, привет! Занят? Спасаешь мир от поломок?
Я оторвался от разобранного двигателя. Димку я любил, дружили со школы, но была у него одна неприятная особенность — постоянно влезал в долги и, что самое обидное, редко их возвращал.
— Ага, — ответил я, вытирая пот со лба руками, щедро измазанными машинным маслом, — Чем обязан? Денег занять?
— Фу, как грубо, — фыркнул Димка, — меркантильно мыслишь. Мы с Антохой к тебе пришли, — он кивнул на своего спутника, — чтобы сделать предложение, от которого невозможно отказаться. Ну, или почти невозможно.
— Антон, — представился парень, протягивая руку, — по совместительству студент-археолог и гроза древних курганов.
— Ага, гроза, — усмехнулся Димка, — скорее, так, легкий ветерок.
— Сергей, — улыбнулся я, подставляя относительно чистое запястье для рукопожатия, — по совместительству повелитель гаечных ключей. Что за предложение? Надеюсь, не ограбить банк?
С Антоном я был заочно знаком. Димка частенько рассказывал байки об их совместных приключениях и передрягах. Сам Димка был заводилой и авантюристом, который судя по его рассказам, вечно втягивал осторожного Антона в разные истории.
— Дело у нас к тебе, Серега, — начал Димка, понизив голос до таинственного шепота, хотя вокруг никого не было, — Антон тут на раскопках работает, недалеко от озера. Он в группе археологов за практиканта. А им рабочих рук не хватает. Вот мы и подумали, может, ты с нами? И подзаработаешь, и отдохнешь на природе, рыбку половишь.
Я с интересом разглядывал Антона. Так вот он какой, этот соучастник «преступлений» моего школьного друга. С виду обычный парень, разве что загар выдавал в нем любителя активного отдыха.
— Раскопки? — переспросил я, вытирая руки тряпкой, — Могилы откапываете что ли?
— Курган древний нашли, — с энтузиазмом подхватил Антон, — Представляешь, в самом центре холма саркофаг обнаружили! Ученые ломают голову из какого он материала, а разгадать не могут! Наверное, там что-то ценное.
— Ага, — вставил Димка, — наверное, инопланетяне заныкали там своего космонавта! Ты главное, Серега, с собой побольше гаечных ключей возьми, а то вдруг инопланетный корабль чинить придется.
— Димка, ну что ты несешь? — возмутился Антон, — Какие инопланетяне? Это же археология, наука!
Я рассмеялся, наблюдая за перепалкой друзей.
— Да ладно тебе, Антоха, дай мне помечтать, — буркнул Димка.
Глаза Антона горели азартом исследователя. Я скептически оглядывал пару «исследователей сокровищ». Димка, заметив сомнение на моем лице, подлил масла в огонь:
— Серега, ну что тебе стоит? Неделя, максимум две. Поможешь ребятам землю покидать, да камни потаскать. Заодно и отдохнешь от этих железяк, — он кивнул на разобранный двигатель, — Там озеро рядом, красота! Рыбалка, уха, шашлыки, свежий воздух. А то ты скоро сам заржавеешь в этой мастерской.
Я почесал затылок, размышляя над предложением. Перспектива провести отпуск, копаясь в земле, не очень меня прельщала. Я всегда предпочитал активный отдых: рыбалку, охоту, поездки на мотоцикле. Мне нравилось чувствовать ветер в лицо, адреналин в крови, видеть перед собой открытую дорогу. А тут — раскопки, пыль, грязь…
Но, с другой стороны, отказать было неудобно, да и любопытство брало свое. А вдруг там действительно что-то интересное найдут? Да и Димке с Антоном не помешает помощь, руками работать они явно неприучены. Может, хоть на свежем воздухе немного поумнеют.
— Ладно, идея неплохая. На природе отдохнуть, от города отвлечься, да и вам помочь не помешает. Уговорили. Когда выезжаем? Только чур, если найдем сокровища — делим поровну! — усмехнулся я.
Сокровища… Вряд ли. Хотя, кто знает, какие тайны хранит земля. Но свежий воздух, костер, уха и шашлык — это уже неплохо. Да и смена обстановки не помешает. В последнее время я чувствовал себя загнанной лошадью: работа в мастерской отнимала все силы, а постоянная нехватка денег не давала расслабиться. Ипотека, коммуналка, вечно голодный холодильник… Да еще и Димка со своими бесконечными просьбами «занять до получки».
Вечно он в какие-то авантюры ввязывается. Но, несмотря на все это, я не мог долго сердиться на друга. Димка был как непоседливый щенок — вечно попадал в какие-то передряги, но при этом обладал невероятным обаянием и умением выкручиваться из любой ситуации.
Через пару часов, моя старенькая «Нива», видавшая виды, но все еще бодрая, резво катила по трассе. Она уносила меня и моих друзей прочь от душного города, навстречу долгожданному отдыху. Солнце, еще не успевшее набрать полную силу, золотило верхушки деревьев, а свежий утренний воздух, врываясь в открытые окна, приятно холодил разгоряченные лица. Запах бензина и разогретого асфальта смешивался с предвкушением приключений, создавая неповторимый аромат свободы. Или просто плохо работающей выхлопной системы, тут уж как посмотреть.
Я то и дело поглядывал в зеркало заднего вида, проверяя, все ли в порядке с моей шумной компанией. Рядом со мной, на пассажирском сидении, лежали спешно купленные продукты для пикника. Одуряющий запах маринованного шашлыка заполнял салон автомобиля.
Сзади расположился Димка — душа любой компании, балагур и весельчак, способный рассмешить даже самого угрюмого человека. Рядом сидел Антон, студент-историк, чья преддипломная практика и бросает нас в этот живописный уголок природы. Антон, худощавый парень с умным взглядом, то и дело поправлял очки, с энтузиазмом рассказывая подробности о раскопках древнего кургана, куда мы и направлялись.
Несколько часов спустя, преодолев пыльную проселочную дорогу, мы наконец-то добрались до места. Уставшие, но довольные, мы разбили лагерь на берегу кристально чистого озера. Горы, покрытые густым лесом, величественно возвышались на горизонте, а воздух был наполнен ароматом хвои и свежескошенной травы. Неподалеку возвышался курган — холм внушительных размеров, покрытый густой травой и поросший редкими