В. А. Голобуцкий
Богдан Хмельницкий — великий сын украинского народа
Исторические заслуги судятся не по тому, чего не дали исторические деятели сравнительно с современными требованиями, а по тому, что они дали нового сравнительно с своими предшественниками.
В. И. Ленин
Имя Богдана Хмельницкого неразрывно связано с выдающимся периодом в истории украинского народа — освободительной войной против шляхетской Польши (1648–1654 годы) и воссоединением Украины с Россией. Богдан Хмельницкий, как отметила газета «Правда» в своей передовой статье от 11 октября 1943 года, посвятил свою жизнь разрешению двух основных задач: освобождению Украины от чужеземного ига и объединению Украины с Россией. Эту благородную историческую миссию великий патриот, возглавивший народные массы, осуществлял с несокрушимой энергией, проявив железную волю и выдающиеся способности государственного деятеля и полководца.
В беседе с немецким писателем Эмилем Людвигом И. В. Сталин, касаясь вопроса о роли личности в истории, говорил: «Каждое новое поколение встречается с определенными условиями, уже имевшимися в готовом виде в момент, когда это поколение народилось. И великие люди стоят чего-нибудь только постольку, поскольку они умеют правильно понять эти условия, понять, как их изменить».
Богдан Хмельницкий был именно тем деятелем, который не только понял исторические задачи, стоявшие перед украинским народом в середине XVII века, но и встал во главе его в борьбе за осуществление этих задач.
* * *
Середина XVII столетия была одним из наиболее тяжелых периодов в жизни украинского народа. Его богатые, плодородные земли давно уже были захвачены и поделены между различными феодальными хищниками. Галицкая земля и Западная Волынь еще в XIV столетии стали добычей Польши. На протяжении XV–XVI столетий шляхетская Польша захватила и часть Подолья. После Люблинской унии 1569 года[1] Польша завладела Восточной Волынью, Брацлавщиной (верховья Южного Буга), Киевщиной и частью Левобережья. В самом начале XVII столетия в результате интервенции в Русское государство шляхетская Польша захватила северную часть Левобережной Украины. Буковина продолжала оставаться под властью Молдавии, а Закарпатье — под игом Венгрии. Таким образом, основная территория Украины оказалась в составе Польши, или Речи Посполитой.
К середине XVII столетия соседние с Польшей страны Западной и Восточной Европы давно уже превратились в централизованные государства. Политическая централизация была фактором громадного значения. «Ни одна страна в мире, — писал И. В. Сталин, — не может рассчитывать на сохранение своей независимости, на серьезный хозяйственный и культурный рост, если она не сумела освободиться от феодальной раздробленности и от княжеских неурядиц».
В Польше продолжали сохраняться самые губительные остатки феодальной раздробленности. Выступления королевской власти в Польше против крупных привилегированных землевладельцев-магнатов неизменно терпели поражение. В стране все усиливалась феодальная анархия. Самыми крупными землевладельцами в Польше и вместе с тем опасными противниками королевской власти были польские магнаты Восточной Украины. С помощью грубой силы они за счет захвата земель украинского народа создали невиданные по своим размерам владения — настоящие «государства в государстве». Недаром современники называли польских магнатов Восточной Украины «окраинными корольками». Не считаясь ни с какими законами, магнаты с помощью наемных вооруженных банд нередко даже шляхту изгоняли из ее владений. Так, например, Конецпольский пользовался услугами банды шляхтича Самуила Лаща. Последний в результате своих бесчисленных грабительских набегов стал грозою для средней и мелкой шляхты. Приговоренный шляхетским судом 236 раз к баниции (изгнанию) и 37 раз к инфамии (лишению чести), Лащ, пользуясь поддержкой магнатов Восточной Украины, оставался неуловимым. Более того, демонстрируя презрение магнатов к королевской власти и к государственным порядкам Речи Посполитой, Лащ явился в королевский дворец в шубе, увешанной осуждавшими его судебными приговорами.
Бесконтрольное господство магнатов и зависимой от них шляхты было серьезным препятствием, тормозившим социально-экономическое и политическое развитие страны. Однако под влиянием роста общественного разделения труда — отделения ремесла от сельского хозяйства — в Польше развиваются и крепнут города, торговые связи постепенно охватывают всю страну. Уничтожается старая, феодальная замкнутость отдельных земель. Идет процесс создания национального рынка. В. И. Ленин, отмечая эти явления в истории России, в работе «Что такое „друзья народа“ и как они воюют против социал-демократов?» писал: «Только новый период русской истории (примерно с 17 века) характеризуется действительно фактическим слиянием всех таких областей, земель и княжеств в одно целое. Слияние это… вызывалось усиливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обращением, концентрированием небольших местных рынков в один всероссийский рынок». Поясняя глубокое содержание этих изменений, В. И. Ленин продолжал: «Так как руководителями и хозяевами этого процесса были капиталисты-купцы, то создание этих национальных связей было ничем иным как созданием связей буржуазных». Развитие польского внутреннего рынка сопровождалось укреплением связей Речи Посполитой с внешним рынком, прежде всего с Западной Европой, передовые страны которой уже вступили в XVI столетии в эпоху капитализма.
В Польше XVI–XVII веков господствовало феодальное, натуральное хозяйство. Однако под влиянием развивавшихся товарно-денежных отношений старое, натуральное хозяйство феодального поместья начинало постепенно разрушаться. Стремясь получить возможно большую прибыль от своих крестьян, феодал усиливал нажим на них: увеличивал барщину и повышал нормы оброка. При этом, чтобы можно было безнаказанно угнетать и грабить крестьян, он отнимал у них последние остатки прав. К середине XVII века крепостничество в Польше приобрело ужасающие формы.
Наибольшему угнетению подвергались массы крепостного крестьянства Украины, так как они испытывали двойной гнет: украинских феодалов, с одной стороны, и польских панов — с другой. Закабаление украинского крестьянства стало особенно усиливаться после Люблинской унии. Огромные пространства Восточной Украины оказались захваченными рядом магнатских семей. Вишневецкие, например, владели почти всем южным Левобережьем. Центром их владений здесь был город Лубны. Кроме того, им принадлежали многочисленные имения в Западной Украине. Обширная территория с городами Нежином, Кременчугом и другими стала собственностью Потоцких. На Правобережье огромные латифундии принадлежали Конецпольским, Калиновским, Заславским, Корецким и другим магнатам. Накануне освободительной войны украинского народа магнат И. Вишневецкий владел несколькими десятками тысяч крестьянских хозяйств. Одновременно ему принадлежали города и местечки Лубны, Хорол, Лукомль, Оржица, Жовнин, Пирятин, Золотоноша, Песчаное, Домонтов, Прилуки, Полтава, Монастырище, Ичня, Кропивна, Варва, Переволочна, Сокирница, Сребное, Чернухи, Лохвица, Сенча, Ромны, Карибут и другие. Кроме того, он являлся владельцем 423 мельничных колес, а также пользовался многими другими доходными статьями.
Многие магнаты владели крепостями-замками и содержали собственные войска.
Владея почти сказочными богатствами и располагая значительной военной силой, магнаты постепенно захватили в свои руки и административную власть.
Средняя и особенно мелкая шляхта находилась в полной зависимости от польских магнатов. Это объяснялось не только тем, что магнаты пользовались неограниченной властью