Тамара Эйдельман
Дороги Средневековья. Рыцари, разбойники, кочевники, святые
© Эйдельман Т.Н., 2023
© Издательство АСТ, 2023
Дизайн обложки Анны Якуниной
Во вклейке и блоке использованы изображения из коллекций Bibliothèque nationale de France, Nasjonalbiblioteket, The Library of Congress
Т.Н. Эйдельман Министерством юстиции РФ внесена в реестр иностранных агентов
* * *
От автора
Как известно, понятие «Средние века» придумали гуманисты эпохи Возрождения. Они вкладывали в это название уничижительный смысл. Средние века – странный, затянувшийся перерыв между прекрасной Античностью и той эпохой, которая Античность возрождала. Средневековье – темное, мрачное, невежественное и жестокое. Таким оно виделось людям XIII–XV веков…
Сегодня мы понимаем, что Средневековье, безусловно, было жестоким (как, впрочем, и Возрождение), но эта эпоха знала высочайшие культурные достижения и духовные взлеты, сияла множеством красок и оттенков. Средние века уже давно реабилитированы. Они превратились в материал для множества авантюрных романов и красивых фильмов, стали предметом изучения выдающихся историков.
Дать исчерпывающий рассказ о Средневековье, наверное, невозможно. В своих лекциях я выбирала те сюжеты, которые казались мне наиболее увлекательными и должны были вызвать наибольший интерес слушателей. Сегодня, глядя на список тем, я вижу, что среди них преобладают рассказы о воинах – будь то самураи или крестоносцы.
Для людей Средних веков война действительно была одним из главных занятий – и к тому же одним из самых почетных. Мы много знаем о крестовых походах или об экспедициях викингов, потому что о них много писали, эти события фиксировали – иногда с гордостью, иногда с ужасом.
Не менее важным для людей тех далеких веков было всё, что связано с религией. Монахи молятся за весь мир – и в этом их великое предназначение. Только церковь может отпустить грехи и обеспечить душе рай после смерти. Ни о каком спасении вне церкви речи тогда не шло. Между воительницей Жанной д’Арк, древнерусскими князьями Борисом и Глебом и бестрепетным протопопом Аввакумом – пропасть различий. Они принадлежали к разным обществам, разным векам, преследовали разные цели. Но всех их объединяет пламенная вера – такая, которая, наверное, была возможна только в Средние века.
Средневековье – это мир рыцарей и монахов, замков и монастырей. Но это еще и мир городов, где зарождается и развивается уже другая жизнь, где люди думают и действуют по-новому, потому что видят на своих базарных площадях купцов, приехавших из далеких земель, слышат рассказы об удивительных местах, сами отправляются в путешествия – и начинают понимать, что жизнь не ограничивается только твоей общиной. Они хотят сами решать свою судьбу. Так появляются вольные города – от Флоренции и Любека до Новгорода и Пскова.
А рядом с ними всё равно медленно течет древняя, архаическая жизнь деревень, где христианство соседствует с верой в духов деревьев и трав, где смешаны обряды разных времен, где люди живут, с трудом отделяя себя от природы.
Вот таким было это загадочное Средневековье – жестоким и красивым, кровавым и религиозным, христианским и языческим… И в любом случае – невероятно интересным.
Часть 1
Воины, колдуны, святые
Можно ли разговаривать с травами, или Рождение медицины
В этой главе я хочу поговорить о знахарях и колдунах – тех, кто умел вступать в контакт с магическими силами природы и использовать эти силы иногда во вред другим, но очень часто и во благо; о тех, кто колдовал, лечил, обеспечивал хорошую погоду и урожай, кто знал и понимал великую целебную силу трав.
Погрузившись в данную тему, я впервые задумалась о том, как часто мы сегодня обращаемся к медицинским услугам. При этом я говорю не о тяжелобольных людях и не о хронически больных. Условный человек, который считает себя здоровым, с младенчества посещает врачей (в плановом порядке), проходит медосмотры в школе, диспансеризацию в вузе, на работе; когда заболел – идет в поликлинику, вызывает на дом врача или скорую помощь. Кроме того, мы можем прийти в аптеку и попросить средство от боли в горле или в животе, купить там витамины, пищевые добавки и так далее. Полечить зубы с обезболиванием – великим завоеванием современности. Огромное количество разных медицинских услуг мы сегодня воспринимаем как данность. И хотя часто ругаем эту сферу (нередко вполне обоснованно), однако в течение тысячелетий большая часть населения Земли была лишена подобного.
Мы знаем имена выдающихся медиков древности, слышали истории о том, как они лечили, какие идеи рождались в их головах. Наверное, самый знаменитый врач прошлого – это великий Гиппократ, живший в V–IV вв. до н. э. Во множестве своих трактатов он рассказал о понятиях общеврачебной этики (гиппократова клятва, например), а также сформулировал идеи, которыми врачи пользовались в течение долгих веков. Родился Гиппократ на острове Кос, в значимом для древней медицины месте, потому что там находился храм бога врачевания Асклепия – асклепион. Обычно болящие могли обратиться к жрецам таких храмов, которые являлись организациями не только культовыми, но и лечебными, попросить помощи у бога, принести жертву, остаться на ночь – подождать, пока бог даст какой-то ответ. И, помимо этого, жрецы асклепионов собирали медицинские знания, обучали тех, кто хотел служить делу врачевания, – то есть это был зародыш некоего медицинского учреждения, нечто среднее между больницей или, скорее, амбулаторией и медицинским институтом. Очевидно, Гиппократ тоже имел какое-то отношение к подобному заведению.
История сохранила сведения о трехстах таких асклепионах античности. Наверное, их было больше – предположим, что еще триста. Но это на весь античный мир! Сколько людей могли прибегнуть к их услугам? Естественно, помощью жрецов Асклепия с острова Кос пользовались не только местные жители – туда приходили люди отовсюду. Однако понятно, что доступно это было далеко не всем. Ведь больному приходилось пройти иногда долгий путь, требующий средств и сил. Тяжелобольной вряд ли мог с этим справиться, а человек с легким недомоганием, вероятно, не видел смысла в подобном предприятии. Так что, скорее всего, люди пользовались услугами асклепионов в каких-то исключительных ситуациях.
Следует помнить еще и о том, что в Древнем мире и в Средние века бо́льшая часть населения проживала не в городах. Мы говорим «Древняя Греция» – и представляем себе Афины, Спарту