Причины и последствия лени ума - Александр Иванович Алтунин
Александр Алтунин
Причины и последствия лени ума
Большинство представителей стандартного менталитета, в отличие от творческого, имеют особенность, заключающуюся в глобальной и фундаментальной лени ума. Которая возникает еще в детстве, когда взрослые, в том числе, родители, не могут объяснить ребенку тот момент, что активно шевелить мозгами – это хорошо, удобно, правильно, престижно, выгодно, приятно, интересно. И что это реальный и конкретный повод уважать и любить себя. Что это единственный способ достичь чего-либо существенного в жизни. И поэтому это нужно, в первую очередь, самому ребёнку, а не учителям или родителям. Или еще кому бы то ни было. Что интеллектуальное развитие человека тесным образом связано со степенью интенсивности умственных процессов, а также с их регулярностью. И желательно, чтобы активная умственная деятельность стала обычным и привычным делом для человека.
И даже более того: мозги, как мышцы тела, нуждаются в постоянной и серьезной тренировке с постепенным увеличением объема нагрузок. Например, нужно решать все больше и больше логических задач самого разнообразного характера, периодически увеличивая их степень сложности. Да, это связано с вполне определёнными трудностями, неудачами, иногда даже разочарованиями, сомнениями, колебаниями, временным психологическим дискомфортом, некоторой неуверенностью в себе, ощущением своей сиюминутной и глобальной несостоятельности, необходимостью проявлять дополнительные усилия силы воли, твердость характера, целеустремленность, самокритичность, трудолюбие, упорство, добросовестность, требовательность к себе, решительность и мужество, самостоятельность и независимость, честолюбие и многие другие достоинства и добродетели. Чувствуете, какой набор достоинств и добродетелей набирается? Именно. И это лишь часть личности, которая участвует в серьезной тренировке ума. Хорошо, конечно, когда ребенка приучают к тому, что самым главным в жизни вообще должно быть чувство внутреннего удовлетворения собой и своей жизнью, тем, что ты делаешь и тем, как ты это делаешь. В отдельных исключительных случаях, к этому можно добавить еще пару параметров: как ты думаешь и как чувствуешь. Ибо, и в этом плане существуют не только существенные отличия количественного характера, но и качественного. Это только на первый взгляд, кажется, что все думают и чувствуют одинаково. На самом деле, похожесть касается только большинства людей. А вот люди творческого типа могут думать и чувствовать совершенно иначе, нежели большинство. И то, что им представляется естественным и закономерным, само собой разумеющимся, для большинства практически пожизненно остается недоступным, тайной за семью печатями.
Конечно, многие дети в детстве периодически пытаются проявлять активность интеллектуальной деятельности. Конечно, в рамках своих генетических возможностей. И тем не менее. Но взрослые, как правило, к сожалению, пропускают мимо ушей подобные вещи. И не дают своевременной и адекватной реакции на умственную активность ребенка. Качественные же дискуссии в системе школьного образования не приняты, когда учитель может оценить и качество усилий ученика и степень логичности его мышления, его сообразительность и изобретательность, фантазию и воображение, глубину и ширину, скорость и оригинальность мышления и прочие характеристики мыслительного процесса. Дискуссии между детьми в процессе их общения часто имеют не логическую, а личностную доминанту. Когда побеждает не самый умный, а самый наглый и грубый, хамоватый и беспардонный, деструктивный и дисгармоничный. Иначе говоря, такая дискуссия не способствует именно умственному развитию. Да и никакому положительному развитию.
Большинство родителей, как правило, вообще не отслеживает тонкости умственного развития своего ребенка. Ибо, когда они сами были детьми, то и их родители не особенно озадачивались на эту тему. А они лишь следуют установившейся традиции. Создавать же собственные качественные и совершенные традиции, тем более, принципиально новые, мало кому дано. Это требует достаточно существенной одухотворенности и мудрости. Которые встречаются крайне редко. Не чаще одного случая на тысячу людей.
Ребенок видя, что его особенные умственные усилия остаются без должного внимания, не улучшают его имидж и не меняют отношение взрослых к нему, стремится идти путем наименьшего сопротивления. Иначе говоря, он выбирает для себя необходимый минимум, чтобы при этом все были довольны. Или, по крайней мере, не ругали его. Выбирается личный девиз: главное не быть хуже большинства. Девиз, кстати говоря, деструктивный и дисгармоничный по своей сути. Обеспечивающий фундаментальную посредственность, как самой личности его обладателя, так и всей его жизни. По большому счету.
Конечно, столь пристальное внимание к ребенку требует большого количества дополнительных сил. И физических и душевных, не говоря уже об умственных. Высокой организованности и самодисциплины, повышенного чувства долга и ответственности перед собой, перед ребенком, перед обществом, перед Высшими силами. Чего в обычной мирской суете выделить очень трудно. И для большинства невозможно. Для этого требуется живость ума и духа творческого человека, имеющего неутомимую жажду преобразования и повышения уровня гармонии.
Ни родители, ни учителя, как правило, не умеют создавать мощной и эффективной индивидуальной мотивации для каждого конкретного ребёнка по активации его умственной деятельности. Причем, как в тот или иной конкретный момент времени, так и по жизни вообще. Человеческий мозг привыкает работать на низких оборотах, выстраивая при этом вполне конкретный энергетический процесс. Когда мозг может потреблять только жестко регламентированное количество полезных веществ. И в самостоятельном режиме быстро перейти на более высокий энергетический уровень, обеспечивающий более существенные количественные и качественные показатели умственного процесса, не может. Даже опытный спортсмен, после долгой паузы в тренировках, быстро бегать не может. Ему требуется сознательное и целенаправленное, длительное и постепенное вхождение в рабочий режим. Который в свое время был задан ему его тренером. Вот только интеллектуальных тренеров среди взрослых крайне мало. Почти нет.
Плюс к этому свой дополнительный негативный взнос делает и банальный рационализм. Когда человек ждет от каждого своего усилия ума, души, тела вполне конкретный и ощутимый практический результат. Либо очень приятный, либо очень выгодный. Если ни одно, ни другое не предполагается, то такие усилия признаются человеком бессмысленными и бесполезными. Со временем это становится фундаментальной частью менталитета человека. Своего рода жесткими рамками, ограничивающими его потенциальные возможности. Которые, чаще всего, итак не были какими-то гигантскими, в силу четких и конкретных генетических ограничений. Итог в результате получается предельно грустный. И только ген, условно говоря, творческого начала дает иные возможности.
И именно: лишь возможности. Которыми еще нужно уметь воспользоваться. Ибо, как показывает обычная статистика исследований и наблюдений, лишь один из десяти людей с творческими задатками действительно серьезно занимается их развитием. Во-первых, никто ему не сказал о том, что у него есть творческие задатки. Во-вторых, никто не сказал о том, что творческие задатки – это необыкновенно ценная вещь, редкая и важная, дающая громадное и несомненное