Александр Каменецкий
Путевой камень
Камень был огромный, выше Славки. Тёмно-серый, в мелкую крапинку, шершавый валун выглядел потрёпанным дождём и ветрами и жутко старинным. Славка смотрел во все глаза, шевелил губами, пытаясь разобрать вырубленные на поверхности буквы. «Направо пойдёшь — дру… — Славка отклонил гибкие ветки куста, шагнул ближе и соскрёб наросший мох. Начал сначала: — Направо пойдёшь — друга лишишься; Налево пойдёшь — себя погубишь; Прямо пойдёшь — и себя и друга потеряешь».
Необычно.
— Антоха, иди сюда. Скорей!
— Что там у тебя?
Антон отозвался неохотно, свернул в сторону Славки, приблизился, уставился на камень с письменами.
— Он что, настоящий? — с затаённым восторгом выдохнул Славка. — Как у богатырей?!
— Да какой там настоящий?! Ты что, маленький, что ли? В сказки веришь?
— Ну… а чего тогда?
— Для туристов тут поставили. Дураков завлекать.
— Откуда в нашей деревне туристы? — Славка не поверил.
— Хотели в заповеднике туристическую тропу сделать, камень вот поставили, а на остальное денег не хватило. Так и забросили. Пойдём, хватит фигнёй заниматься.
Антон равнодушно отвернулся, обогнул камень и размеренно зашагал прямо. Славка неохотно, то и дело оглядываясь, поспешил за другом.
Нет, в этом году всё было не так.
Шестиклассник Славка познакомился с Антохой прошлым летом, когда приехал к бабушке в деревню. Ах, что это было за лето! Сколько игр и фантазий, сколько путешествий и приключений! А сколько часов под жарким солнцем или в тёплой воде мелкой речушки, протекавшей за их деревней! Сколько лесных тропинок они истоптали, сколько ягод съели и не сосчитать!
Расставаться было грустно, и Славка весь год ждал новой встречи. Когда родители предложили поехать в лагерь, он отказался наотрез — только в деревню!
С каким нетерпением он ждал этого дня, но всё сразу пошло не так. Антоха взглянул холодно, почти равнодушно. Разговор вышел глупый и никчёмный: «Привет. Как дела? Я сейчас занят…» Разве так встречают друзей?!
Два дня Славка уныло трудился на огороде, отгоняя досадные мысли. Бабушка удивлялась, чего это он гулять не идёт? Но не будет же он навязываться, а одному скучно. А на третий день Антоха сам пришёл. Оправдывался, объяснял, что был загружен неотложными делами. А чтобы вину загладить в лес с собой позвал. Славка расцвёл, все нелады тотчас были забыты. Славка не обидчивый. Ну встретил друг угрюмо, с кем не бывает. Исправился же, с собой зовёт. Тянуть не стали, сразу и сговорились выйти назавтра ранним утром. Первая земляника уже поспела, Антоха обещал секретное место вдалеке от деревни.
«Чем дальше, тем лучше!» — размышлял довольный Славка. Не в ягодах же дело, прогулка с другом по лесу — отличное начало. А там, глядишь, веселее чем в прошлом году будет.
Нет-нет, в этом году всё было не так!
Антоха шёл кислый, на Славкины вопросы отвечал неохотно, сам ни о чём не спрашивал. А Славка столько всего хотел рассказать, они ж год целый не виделись. Славке казалось, будто Антон сам не свой, но выяснить, что у него за беда, никак не удавалось. Даже на камень на распутье посмотрел со скукой. А это ж сколько всего сказочного можно понапридумывать!
В то, что камень поставлен для туристов, Славка ничуть не поверил. Кто в такую глушь поедет? Зачем? Да и камень выглядел слишком уж натурально. Загадка. Даже не так — тайна! Славке очень хотелось порыскать вокруг, обследовать находку, но спорить с мрачным другом не стал. Глядишь, улучшится у него настроение, тогда и вернутся. Можно и одному, конечно, но лес тут серьёзный — не успеешь и глазом моргнуть, а уже заблудился. Это Антоха — местный, все тропки знает, а городскому Славке одному боязно.
Бабушка вообще не хотела его в лес отпускать. А всё из-за мальчишки того, пропавшего. Как его? Серёга, кажется. На год младше самого Славки. Пропал, говорят, неделю назад, ещё до Славкиного приезда. Полицейский всех допрашивал, поиски учинил, следствие, да всё без толку. Деревня гудела, слухи ширились самые страшные и нелепые.
— Антоха, ты что думаешь про Серёгу? Ну, про того, который пропал?
— Сбежал он, — Антоха был краток.
— Как сбежал?! — поразился Славка. — Куда?
— Почём я знаю, куда? Мать его достала своим огородом. Целый день гоняла, то за водой, то поливать, то полоть. Вот он и сбежал.
— Да как сбежал-то? — не понял Славка. — Никто его не видел, ни на автобусе, ни по дороге.
— Пф, — фыркнул Антоха колюче. — Вы городские без автобуса в трёх соснах заплутаете. А Сега — местный, он лесом ушёл.
Славка отметил это пренебрежительное «вы городские», но решил не обострять.
— В город? — уточнил Славка. — Тут же далеко.
— Пф, — опять фыркнул Антоха, но пояснять не стал.
Радостный сосновый лес, пронизанный лучами солнца, стал понемногу меняться. Деревья стали тоньше, под ногами пружинил мох, кусты черничника цепляли за щиколотки. Потом под подошвами зачвакало при каждом шаге, а дальше и вовсе появились болотные оконца черной воды. Комары зудели тучей, лезли в лицо, Славка едва успевал отмахиваться.
— Антоха, мы в болото идём?
— Самый короткий путь, — Антон улыбнулся. — Я ж обещал тебе секретное место показать. Ты столько ягод никогда в жизни не видел.
— Ага, — отозвался Славка без особого восторга. — Не люблю болото.
— Да ладно тебе. Ты что, боишься?
— Вот ещё! Ничуть не боюсь!
— Скоро уже. Не отставай.
Антоха махнул рукой, словно отметая все сомнения и, не оглядываясь, прыгнул на следующую кочку. Славка шагал след в след, уже жалея, что согласился. Поход выходил невесёлым. Он держался за спиной друга, глядя под ноги, чтобы не споткнуться, не соскользнуть в воду. Когда Антоха вильнул в сторону, Славка остановился, поднял глаза и замер. Метрах в тридцати перед собой, на островке, поросшем лишь мхом и кустами, он разглядел избушку. Верне было сказать — развалюху. Вросшие в землю брёвна, щели, в которые Славка, должно быть, смог бы просунуть руку, тёмные провалы крошечных окошек, перекошенная дверь. Вид у хибары был жуткий.
Славка хотел было спросить, куда это они пришли, но тут заметил её. Страшная, вся скособоченная, грязная старуха, с зелёными космами, свисающими словно нити водорослей, следила за Славкой жадным взглядом. У Славки едва ноги не подогнулись.
— Мясо… — протяжно провыла старуха.
— Антоха? — Славка отступил на шаг, оглянулся, ища поддержки.
Но его друг трясся в ужасе, отводя глаза от зловещей фигуры.
— Привёл? — простонала старуха голосом, от которого по спине побежали