Герасимов Владимир Латвийский национализм на службе Западу
ПРЕДИСЛОВИЕ ОТ ИЗДАТЕЛЕЙ
Публикацией этой книги мы продолжаем исследование практики западных государств по использованию национальных диаспор в борьбе против Советского Союза и России в серии «Реальная политика: эмиграция и Запад», начатое с украинских коллаборационистов. В случае Латвии, как и Украины, Запад брал себе на службу полный ассортимент ультраправых фигурантов — чем непримиримее к СССР и России, тем лучше. Ведь именно ультраправые националисты были самыми радикальными врагами социалистического строя и демократических принципов.
С этой же книги мы начинаем серию «Реальная политика — молодые исследователи», в которой будем публиковать работы проницательных и смелых молодых специалистов, встающих на защиту истинно демократических идеалов и антифашизма.
Латвия сегодня больше всего известна по двум фактам: ежегодному маршу легионеров СС и методичному уничтожению советских памятников. Но так было не всегда. Параллельно правому радикализму в Латвии всегда развивалось демократическое движение.
Как показывает автор, пробуждение национального самосознания у латышской интеллигенции происходило под лозунгом борьбы с засильем немецких баронов. Союзниками здесь выступали прогрессивные силы в России, а знание русского языка открывало латышским интеллигентам путь к образованию в лучших университетах Москвы и Петербурга. Автор отмечает, что свидетельством единой борьбы за свои права стал памятник борцам революции 1905 г., чудом стоящий до сих пор на берегу Даугавы (власть интерпретирует его смысл в свою пользу). Он посвящен жертвам манифестации рижских рабочих, вышедших поддержать погибших в ходе Кровавого воскресенья в столице Российской империи. Рижская манифестация стала наглядным примером борьбы рабочих за свои права, показав рост их самосознания.
Одновременно в сельской среде зародилось буржуазнонационалистическое движение, которое стало одной из действующих сил на латвийской политической сцене в течение последующих десятилетий. Маневрируя и вступая во временные союзы с самыми разными силами, включая немецких оккупантов, К. Ульманису и его «Союзу крестьян» удалось заполучить власть в Латвии, которую он и его однопартийцы объявили аграрным придатком Европы. Но как бы ни старались замолчать этот факт современные официозные латвийские историки, не 18 января 1918 г. является исторически и юридически оправданным актом латвийского суверенитета. Куда более значимым актом латвийского суверенитета была резолюция левых сил, принятая 6 января 1918 г. Исколатом — этот орган с июля 1917 г. руководил всеми революционными советами на территории под контролем красных латышских стрелков.
Двадцать лет спустя, несмотря на все усилия националистической пропаганды Карлиса Ульманиса, установившего в стране профашистскую диктатуру после государственного переворота 1934 г., «дружественный» визит нацистских «морских волков» был воспринят латышами в штыки. Сошедшие на рижский берег 20 июля 1939 г. моряки с крейсера «Адмирал Гиппер» на протяжении нескольких дней подвергались нападениям латышей под лозунгами «Рот фронт!», «Да здравствует Москва!» и «Да здравствует Сталин!». Германских моряков осыпали бранью, забрасывали камнями, избивали. В результате беспорядков восемь немецких «волков» были ранены, один погиб.
По окончании Великой Отечественной войны Латвия стала объектом огромных созидательных усилий советской власти. Рижский вагоностроительный завод уже в 1947 г. приступил к выпуску новой моторвагонной секции для электропоездов. А к 1950 г. объем производства завода превысил уровень 1940 г. в 4,7 раза. В результате масштабной программы дотаций со стороны СССР в 1950–1960 гг. Латвия стала одним из самых промышленно развитых регионов Советского Союза.
После 1991 г. люди, строившие и возрождавшие страну, оказались изгоями с «паспортами негражданина» (оцените термин, такой нужно было еще выдумать!) Латвийской Республики. Этот официальный статус присваивается им по праву рождения. Более того, в современной Латвии целые народы и культуры объявлены «оккупантами». На протяжении десятилетий европейская страна, провозгласившая борьбу против «тоталитаризма», на практике реализует вполне тоталитарную юридически насильственную ассимиляцию. Последним и вопиющим актом здесь стало уничтожение 23–24 августа 2022 г. главного монумента не только Латвии, но и важнейшего для всей Прибалтики памятника освободителям Риги от немецко-фашистских захватчиков.
Наряду с уничтожением советского прошлого власти Латвии последовательно реализовывали политику, которая привела к деиндустриализации, депопуляции и деградации страны.
Ведущую роль в таком управлении страной играли эмигрантско-националистические, радикально антисоветские элиты, которые принесли с собой из-за рубежа законсервированные и, казалось бы, ушедшие в прошлое идеи шовинизма. Под их руководством страна постепенно погружается в дремучее прошлое. Закрывая построенные в советское время заводы, вводя репрессии против русского языка, современная Латвия развернулась спиной к своему будущему и процветанию.
Автор книги Владимир Герасимов, сам имеющий паспорт негражданина Латвии, изнутри раскрывает реальности своей Родины в XX в. Цель книги — показать объективную историю латвийского фашизма с его продвижениями и поражениями от советской власти, выявить силы и факторы, оказывавшие влияние на становление этнократических диктатур в межвоенной и постсоветской Латвии. Начиная с зарождения идеи о суверенном латышском государстве, автор рассказывает о борьбе за государственный суверенитет во время Гражданской войны, раскрывает профашистскую диктатуру К. Ульманиса, описывает «крысиные тропы» латвийских эсэсовцев, показывает пропагандистскую борьбу против СССР в годы «холодной войны» на основе уникальных архивных материалов Центрального разведывательного управления, лаконично и ярко раскрывает биографии современных политиков и проводимую ими политику фашизации Латвии.
Связав воедино историческую картину становления националистических и фашистских организаций, имеющих отношение к Латвии, Владимир Герасимов наглядно демонстрирует, что у фашизма могут быть разные личины, но суть всегда останется прежней: террор против инакомыслящих, шовинизм и предательство национальных интересов государства и народа, что подтверждается сухими цифрами экономической статистики последних лет.
Почему нам в России важно говорить о Латвии, стремительно летящей в праворадикальном штопоре идейно-политического развития? В книге рассматривается антисоветская деятельность латвийской политической эмиграции — но эта эмиграция шла по типичному для всех антисоветских диаспор пути. Имена, упоминаемые автором, — вчерашние каратели и военные преступники, перекованные в годы «холодной войны» в лютых пропагандистов, входят в пантеон политических героев современной Латвии. Тем более важна картина их связей с иностранными спецслужбами, кропотливо восстановленная автором на основании архивных документов. Такой же путь: из доморощенных националистов — в пособники гитлеровцев, из карателей — в обличители и радиопропагандисты «холодной войны» проделали представители и других национальностей в эмиграции. После краха Советского Союза их наследники, десятилетиями готовившиеся иностранными спецслужбами, учили построению новых государственных систем и обществ, настойчиво передавали свои реакционные «ценности».
Современная Латвия, руками эмигрантской элиты взявшая курс назад, уже не напоминает яркую цветущую республику в составе СССР. Возвращение к идеологии «Союза крестьян» и воспевание эсэсовцев погружают страну все глубже в кризис. Реинкарнация образа и лозунгов К. Ульманиса служит оправданием деиндустриализации страны, которая приводит к массовой трудовой миграции молодежи. С