ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ
Под редакцией проф. Д. С. КАРЕВА
Восемнадцать лет прошло с тех памятных дней, когда смолкли залпы второй мировой войны, развязанной разбойничьим германским империализмом.
Преступная по своему характеру война, основным смыслом и целью которой для ее зачинщиков было стремление претворить в жизнь бредовую идею завоевания мирового господства, планировалась и подготавливалась с расчетом на то, что она будет войной истребительной, «тотальной», в ходе которой будут сметены с лица земли целые народы и государства, а десятки миллионов оставшихся в живых людей в завоеванных странах будут превращены в покорных рабов германских монополий.
Мир знает, сколь педантично и скрупулезно ставленники крупнейших германских монополий, Гитлер и его банда, старались выполнять эти преступные замыслы с помощью огромного, хорошо оснащенного, широко разветвленного и специально вымуштрованного военного и полицейско-террористического аппарата третьего рейха — вермахта, СС. СД, гестапо н т. д.
На Нюрнбергском процессе по делу главных немецких военных преступников были осуждены невиданные дотоле как по своим масштабам, так и по бесчеловечности кровавые злодеяния людоедов XX века, включавшие дикие насилия и зверства над миллионами мужчин и женщин, стариков и детей в оккупированных фашистами странах, рабский принудительный труд огромных масс невольников на предприятиях Германии, варварские убийства миллионов ни в чем не повинных людей в газовых камерах и печах крематориев освенцимов и майданеков. Не последнее место в этом далеко не полном страшном перечне занимают преступления гитлеровцев в отношении военнопленных.
За послевоенный период как в Советском Союзе, так и за рубежом издано немало книг, посвященных разоблачению звериной, человеконенавистнической сущности фашизма и его чудовищных преступлений, совершенных в годы минувшей воины.
Предлагаемой вниманию советского читателя книге видного польского историка и публициста доктора Шимона Датнера «Преступления немецко-фашистского вермахта в отношении военнопленных во второй мировой войне» принадлежит видное место в этой литературе.
Несомненно, книга Датнера будет с интересом встречена советским читателем. Русский перевод книги был просмотрен и авторизован Ш. Датнером, и специально для советского издания им был сделан ряд дополнений.
Шимон Датнер — член Центральной комиссии по расследованию преступлений нацистов на территории Польши. Его труды, такие, как «Военные потери во второй мировой войне», «Истребление гражданского населения в Польше», «Военный аппарат третьего рейха по подавлению движения Сопротивления в Европе», свидетельствуют о том, что автор много работает над важными проблемами разоблачения тягчайших преступлений гитлеровского фашизма против мира, его военных преступлений и преступлений против человечности.
Широко известно, что Гитлер и его подручные самым бесцеремонным образом игнорировали общепризнанные нормы международного права, грубо нарушали законы и обычаи войны. Важнейшие международные договоры и соглашения, под которыми стояла также подпись Германии, рассматривались ими лишь как ничего не стоящие клочки бумаги. Таким было и их отношение к Гаагской конвенции 1907 года и к Женевской конвенции о режиме военнопленных 1929 года, подписанной 47 государствами, в том числе и Германией.
Книга Шимона Датнера — это основанное на огромном фактическом материале, прежде всего документах самого гитлеровского вермахта, исследование о преступлениях вермахта, совершенных в отношении советских, польских, французских, английских, американских, канадских и других военнопленных, а также против его бывших союзников — военнопленных итальянцев. Эти преступления поистине беспрецедентны. История войн всех времен и народов не знала примеров столь жестоких и массовых преступлений, совершенных воюющей стороной в отношении захваченных в плен воинов противника.
* * *
Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу страну 22 июня 1941 года, когда на нас обрушился огромной силы удар почти двухсот немецко-фашистских дивизий, во- оружейных тысячами танков и самолетов, поставило нашу армию в крайне тяжелое положение в первый период войны. На огромном фронте — от Заполярья до Черного моря — советские войска, ведя тяжелые оборонительные бои, вынуждены были отступать, неся при этом большие потери. Именно в этот период сотни тысяч наших солдат и офицеров, честно выполнявших свой воинский долг, в силу различных независящих от них обстоятельств, а многие из них, будучи тяжело раненными или контуженными, попали в плен к гитлеровцам. Участь большинства из них была трагичной.
Если можно, правда, с большими оговорками, сказать о том, что в отношении военнопленных французов, англичан, американцев и военнопленных некоторых других национальностей фашистский вермахт иногда формально придерживался некоторых положений Женевской конвенции о режиме военнопленных 1929 года (хотя известно, что и их судьба была тяжелой, а иногда и жестокой), то в отношении советских военнопленных эти нормы были отброшены начисто.
Захваченных в плен советских солдат и офицеров гитлеровцы стремились физически истребить с помощью самых разнообразных средств и методов — убивали на поле боя, добивали в госпиталях больных и раненых, уничтожали во время «отборов» и транспортировки, в различного рода лагерях для военнопленных — дулагах, шталагах, офлагах, — убивали непосильным трудом и голодом, холодом и болезнями, зверски умерщвляли в газовых камерах Освенцима, Маутхаузена, Бухенвальда, Саксенхаузена, Нейенгамме, Дахау, Равенсбрюка и других лагерей смерти. Советских военнопленных использовали в качестве «живого прикрытия» во время боевых операций, для разминирования минных полей, для проведения преступных «медицинских экспериментов» и т. д., и т. п.
Можно без преувеличения сказать, что злодейское обращение с советскими военнопленными являет собой одну из самых мрачных страниц истории фашистского варварства.
Приведенные в книге Датнера многочисленные официальные документы — приказы и распоряжения гитлеровских главарей, показания главных фашистских военных преступников, свидетельства очевидцев, а также материалы комиссий по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков — неопровержимо свидетельствуют о том, что преступления в отношении военнопленных, и прежде всего в отношении советских военнопленных, не были ни случайными, ни единичными, что все они являлись частью изуверской программы массового истребления людей, частью широкого плана мероприятий по «обезлюживанию» Европы до Урала и превращению ее в «жизненное пространство» для «сверхчеловеков» гитлеровского рейха.
Многие из этих преступлений были запланированы и детально разработаны задолго до начала войны. Так. например, директива Гитлера о поголовном истреблении пленных политических комиссаров Советской Армии, работников советских органов безопасности, советской интеллигенции и военнослужащих еврейской национальности была официально сообщена высшим командирам и начальникам штабов вермахта на совещании 30 марта 1941 года, то есть за три месяца до вероломного нападения на СССР.
При этом Гитлер заявил, что отношение к советским военнопленным не должно соответствовать положениям Женевской конвенции 1929 года по той причине, что Советский Союз в ней не участвует.
Совершенно ясно, что никакие ссылки на «неучастие» Советского Союза в Женевской конвенции о режиме военнопленных 1929 года не могли служить хотя бы малейшим оправданием фашистских злодеяний по отношению к советским военнопленным. Да