Еуфросина Паллэ Арион
ПРИНЦ С ДВУМЯ ЛИЦАМИ
Сказки и рассказы
EUFROSINA PALLA ARION
PRINŢUL CU DOUĂ CHIPURI
Editura Ion Creangă, Bucureşti, 1975
Предисловие
Вот и привелось встретиться с милыми страницами детства!.. Хотя и пролегло более полувека между нами — такими, какими мы стали теперь, и нами — детьми, завороженно слушавшими сказки бабушки, очарование дорогих нам рассказов и поныне набегает на нас, как волна весеннего солнечного тепла и света на перелесье, посеребренное изморозью и устланное зимними коврами.
С чего бы мы начинали наставление двухлетнего или трехлетнего ребенка, если бы не было сказок с их необычайными героическими подвигами и обилием чудес, которых жаждет доверчивая детская душа?
Я думаю, что сказки для детей никогда не превратятся в иссякший водоем. Наши дети и наряду с ними многие взрослые, которых влечет к себе идеальный, сотворенный вымыслом мир, всегда будут черпать радость из родника сказок.
В этой книге Еуфросина Паллэ — добрый друг детей — собрала настоящий букет цветов воображения, воспроизводя с изумительной искусностью речь народного сказителя. В книге Еуфросины Паллэ мы вновь встречаемся со многими знакомыми, с которыми мы расстались примерно 55 лет тому назад, и с новыми героями, которые кажутся нам законными преемниками старых. Их породили время и мысль…
Писательница, написавшая эти сказки для детей, показала себя замечательной рассказчицей, обладающего богатым воображением. Ее фантазия бьет ключом, никогда не утомляет нас и никогда не создает впечатления неудачного подражания.
Клубок повествования разматывается плавно, без натяжек и порывов, как вязка самой настоящей бабушки.
Хотелось бы, чтобы эта книга, которую Еуфросина Паллэ дарит матерям и детям, не залеживалась на пыльных полках книжных магазинов, чтобы она переходила из рук в руки, чтобы ее искали и чтобы она несла многим отраду. Пусть родители и педагоги, любящие детей, отведут ей место на своих столах.
Если мы бережно выращиваем плодовые деревья, виноградную лозу, шелковичных червей и домашних животных, если мы заботимся об окружающих нас вещах, то тем более мы должны постоянно и вдумчиво заботиться о том хрупком и легко ранимом существе, каким является дитя нашего народа и надежда родителей, наша надежда.
Пусть сказки Еуфросины Паллэ разрастутся нежным цветом вокруг чистых душ, для которых они предназначены!
Гала Галактион
Принц с двумя лицами
Жил да был давным-давно царь, у которого через два года после женитьбы родился сын. Он обрадовался, когда узнал, что царица родила мальчика, и с нетерпением отправился поглядеть на него. Но, увидав его, пришел в ужас: у ребенка было два лица. У царя от испуга сердце захолонуло.
Нужно было возвестить с ликованием рождение престолонаследника, но царь быстро закрыл двери опочивальни, позвал повивальную бабку и повелел ей сказать всем, что младенец родился мертвым, а мальчика приказал увезти в пустынный и заброшенный замок в лесной чаще.
Приказ был выполнен, младенца увезли и нашли ему немую кормилицу. Повивальной бабке дали кошелек денег, чтобы она держала язык за зубами, и пригрозили отрезать язык, если она станет болтать.
Древний, мрачный и полуразрушенный замок стоял на высокой-превысокой скале, окруженной бурлящими ручьями, посредине дремучего соснового бора. К нему вела узкая тропинка, а чтобы попасть на нее, нужно было сначала перейти через мостик из дубовых стволов, перекинутый через клокочущий ручей.
В этом то диком месте рос двуликий ребенок. Никого подле него не было, кроме немой кормилицы. Однако раз в неделю царь приходил спозаранку к своему сыну и оставался с ним дотемна. Он научил мальчика говорить, а затем и писать, как писали в те времена — знаками на папирусе, — и читать древние летописи.
Ребенок был страсть какой умный и быстро усваивал все. чему его учили, а о том, что видел вокруг, говорил так смышленно, что отец его диву давался. Лицо его, если поглядеть спереди, было таким красивым, что ни в сказке сказать, ни пером описать, но вместо затылка у него было второе лицо, такое уродливое, что хуже и нельзя. А головой мог он вертеть с большой легкостью, так что второе лицо оказывалось спереди.
Но это случалось лишь тогда, когда он сильно расстраивался, огорчался.
Когда он сердился, находило на него помрачение и он совершал необдуманные поступки. Но все же зла он никому не причинял, потому что поблизости была одна его кормилица, которая пряталась, едва завидев его злое лицо. Было еще вокруг множество зверей и птиц, которых вообще-то он любил и приручал. Были там и медведи, и газели, и соколы… Но в те дни, когда им овладевал злой дух, он мучил и убивал их.
Жили рядом в нем две души, и суждено было ему из-за этого немало испытать.
Часто уходил он в лес со своими собаками и соколами поохотиться. Охота была для него любимым развлечением. Места вокруг были пустынные, и никогда не приводилось ему встретиться с человеком. Но вот однажды увидел он старуху, которая выходила из пещеры. Удивился он ее обличью, не похожему на зверей, которых он знал по лесу, и спрятался в кустах, чтобы лучше разглядеть ее. Старуха была очень уж безобразная и ходила, согнувшись в три погибели. Знать, искала она съедобные травы. Принц догадался, что это женщина, но, не зная, что на свете есть молодость и старость, удивился ее уродству. Поразмыслив, он решил пойти ей навстречу. Захотелось ему увидеть вблизи еще одно человеческое существо.
Старуха же ничего о нем не ведала, потому что, хотя и прожила много лет в этой пещере, выходила она из нее на свет божий только по своим колдовским надобностям.
Все же колдунья знала замок и наблюдала за всем тем, что там происходило. Знала она и немую кормилицу и объяснялась с ней знаками или раскидывая перед ней зерна. Однако принца она никогда не видала, и его красота поразила ее.
Он носил белый хитон, а голову его охватывал золотой обруч, с которого сзади свисало шелковое покрывало, скрывавшее его второе, безобразное лицо.
Когда принц оказался перед колдуньей, она поклонилась ему и, глядя ему прямо в глаза, сказала:
— О, прекрасный царевич! Позволь мне поглядеть на твою ладонь и предсказать тебе, какая тебя