Смбат Спарапет
Судебник
ПРЕДИСЛОВИЕ
Судебник «армянского государственного деятеля, историка и полководца XIII века Смбата Спарапета (Гундстабля) является одним из редких юридических памятников эпохи феодализма и представляет собой большой научный интерес для истории правовой науки средневековой Армении. Этот ценный памятник армянской юридической мысли несомненно представлял прогрессивное явление для своей эпохи и имел большое практическое значение.
Для того чтобы полнее оценить этот замечательный памятник юридической мысли армянского народа, необходимо вкратце остановиться на истории образования Киликийского армянского государства, для которого он и был составлен.
История возникновения Киликийского армянского государства имеет глубокие исторические корни. Еще при византийском императоре Юстиниане II (685-695 г.г.), после завоевания им большей части Армении, по свидетельству армянского историка X века Степаноса Таронаци (Асогик), свыше 8 тысяч армянских семей в 668 году было насильственно переселено в Малую Азию,[1] а в VIII веке, после подавления павликианского движения в Великой Армении, огромное количество армян, оставив свою родину, переселилось в Византию.
В военных действиях, предпринятых Никифором Фокой (963-969 г. г.) против арабов, принимало участие большое число армян.
Вековая борьба между арабами и византийцами за овладение странами Ближнего Востока расшатала позиции арабов в Армении. В период ослабления власти арабов большая часть Армении подпала под власть Византии. Наиболее энергично завоевательную политику в отношении Великой Армении проводил византийский император (армянин по происхождению) Василий II Болгаробойца (976-1025), который хотел использовать армянских воинов для укрепления границ своей империи и борьбы против сельджуков и арабов.
Исходя из своих завоевательных целей, византийские императоры старались уничтожить военную силу армянских феодалов.
Византийские завоеватели уговорами и силой добились переселения части армянских феодалов и их приближенных из Великой Армении в другие области империи, лишив тем самым армянских феодалов возможности оказать сопротивление. В ряде армянских источников находим сведения о том, что византийцы жестоко расправлялись с армянами, истребляли непокорных армянских князей и их воинов, всячески старались уничтожить военные силы Армении. Так, они уничтожили прекрасную армянскую конницу, которая еще с древнейших времен славилась крепостью и выносливостью своих коней[2]. По словам армянского историка XI в. Аристакеса Ластивертци, после разгрома армянской конницы византийцами, «кони без хозяев носились частью в Персии, и частью в Греции ...»[3]
О том, что византийцы жестоко расправлялись с теми армянскими феодалами, которые противились им, говорит историк XIII века Михаил Сириец. Он отмечает, что Василий II насильственно переселил в Византию большое количество армян, которые «... распространились по всей Каппадокии, Киликии и Сирии»[4]. По словам историка Чамчяна, только из области Васпуракан в Каппадокию было переселено около 400 тысяч армянского населения[5].
Таким образом, в X и XI веках эмиграция армян из Великой Армении на территорию Византийской империи принимает массовый характер.
Часть армянских феодалов-грекофилов переселилась в Византию добровольно, а часть была переселена насильственно. В пользу Византии действовали такие видные армянские деятели из Великой Армении, как католикос Петр, крупный феодал Вест Саргис, армянский ученый Григор Магистрос и многие другие.
Те армяне, которые переселились в Византию добровольно, были хорошо обеспечены. Об этом сообщает армянский историк X века Фома Арцруни. Он пишет: «Греки давали армянским феодалам земельные угодья, чины, придворные должности.., взамен городов — крупные города, взамен крепостей — неприступные крепости, округа, селения, поместья, монастыри»[6].
Армянские воины поступали на службу в византийскую армию. Многие из них — Иоанн Гурген, Абуль Гариб, Филарет Варажнуни и Другие проявили себя как талантливые полководцы.
Известно, что Филарет сумел задержать продвижение сельджуков на запад, за что Византия была вынуждена признать заслуги Филарета, его наградили золотым оружием и провозгласили «августом»[7]. Филарет создал крупное феодальное армянское княжество на территории Византийской империи и стал им управлять самостоятельно.
Таких армянских княжеств в областях Киликии или рядом с ней было множество. Эдесса при крестовых походах считалась армянским городом; ее правителем был армянский полководец Торос. В области Кесария крестоносцы нашли много армянских владений, которые стали называть «Hermoniorum terra» («Земля Армянская»).
Для образования Киликийского армянского государства большое значение имела армянская колония в Гамирке, на северо-восточной границе Киликии[8], где начиная с X века, накопился большой поток армянских переселенцев из Великой Армении. В результате этого в 986 году в двух городах Гамирка — Себастии и Ларисе — были созданы армянские епархии.
Армянские феодалы в Киликии, воспользовавшись междоусобиями и беспрерывными войнами между сельджуками и Византией, постепенно стали объединять свои раздробленные военные силы. Они восстали, с одной стороны, против Византийской империи, а с другой — против Иконийского Султаната и объявили свои княжества самостоятельным государством, которое впоследствии стало называться Киликийским Армянским государством.
Таким образом, как отдельные армянские феодальные княжества в Византии, так и новый поток армянских переселенцев из Великой Армении создали благоприятные условия для образования армянского государства в Киликии.
В армянской исторической литературе основоположником Киликийского армянского царства считается родственник последнего армянского багратидского царя Гагика II — Рубен, по имени которого начинается династия Рубенидов Киликийской Армении.
Следует отметить, что социально-политическая обстановка в Киликийском армянском государстве выгодно отличалась от политического и экономического положения Великой Армении. Если в XII-XIII вв. на территории Великой Армении имели место феодальные междоусобицы, разорение и другие бедствия, связанные с беспрерывными войнами как между местными феодалами, так и с иноземными завоевателями, в особенности с монголами, в Киликийской Армении, наоборот, начиная с царствования Левона II (1187-1219) и его зятя Гетума I (1226-1270), наблюдается экономический и политический подъем. Здесь развиваются ремесло и торговля. В XII-XIII веках в Киликийской Армении производились разного рода серебряные чеканные изделия, вывозившиеся в другие страны, в том числе через Крым и черноморские степи на Север и Восток. Акад. И. А. Орбели в своих интересных статьях «Дорожный ковшик XII-XIII вв.» и «Киликийская серебряная чаша конца XII века»[9] показывает наличие высокой культуры ремесленного производства в Киликийской Армении.
Киликийские армянские цари чеканили золотые и серебряные монеты. Армянский язык стал государственным языком страны. До нас дошло множество образцов золотых и серебряных монет, принадлежавших Левону II, Гетуму I и др.
Здесь, на неприступных склонах киликийского Тавра начинается бурный расцвет средневековой армянской культуры.
В Киликийском армянском государстве, его городах и деревнях в новой социально-политической обстановке вновь возрождалась древняя культура, пышно расцветала армянская поэзия и музыка, новыми красками блистала живопись и неутомимо работали мудрецы-ученые, восстанавливая утраченное, собирая разрозненные страницы истории армянского