Беда научит
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
Жил-был воробей. И как будто ничего себе воробышек, одна беда, что глуповат. Как вылупился из яйца, так с тех пор ни чуточки не поумнел. Ничего-то он не умел, ни тебе гнездышка свить, ни зерна отборного добыть, — где сядет, там и заночует; что на глаза попадется — склюет. Только и есть, что великий забияка, — чуть что и уже в драку лезет.
Как-то носился он с товарищем, таким же молодым воробышком, по какому-то двору. Порхали, резвились, мусор разгребали, да и нашли три конопляных зернышка. Вот наш воробышек и кричит:
— Мои зернышки! Я нашел!
А чужой свое:
— Мои! Как так не мои! Как так не мои!
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
И затеяли драку. Да так бьются, да так друг дружку щиплют, что подскакивают, — только перья летят. Дрались, дрались, пока не устали; сели нос к носу, напыжились и сидят; позабыли, из-за чего и драку затеяли. И вдруг вспомнили: а где же наши зернышки? Глядь, а зернышек-то и нет! Ходит по двору курица за цыплятами, квохчет и приговаривает:
— Дураки бились, умные поживились, дураки бились, умные поживились!
— О чем речь? — спрашивают воробьи.
— Спасибо вам за то, что вы такие дураки. Покуда сдуру вы дрались, мы с цыплятками вашими зернышками и позавтракали. Известное дело — дураки!.. Некому было вас бить — уму-разуму учить! Вот взял бы вас кто в учение, может, из вас заправские птицы и получились бы!..
Рассердился чужой воробей на такие слова.
— Учи своих глупых цыплят, а мне и своего ума хватит! — подпрыгнул, тряхнул крылышками, чирикнул и улетел. А наш воробышек остался и призадумался.
«А правда ведь, — подумал он, — умным-то ведь лучше быть. Вот курица умная, наелась досыта, а мне голодным сидеть».
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
Подумал, подумал и давай просить курицу:
— Поучите меня уму-разуму, уважаемая мамаша. Вы же умная!
— Э, нет! — отвечает курица, — уволь, любезный! И без тебя хлопот полон рот, — и своих-то деточек многовато, пока-то их всех на ум наставлю! Ищи себе других учителей! — да и пошла себе в курятник.
Остался воробышек один.
— Ну что же делать? Придется еще кого-нибудь спросить, не желаю я больше дураком жить! — и полетел в рощу.
Прилетел и вдруг видит, сидит на калине кукушка, да все: «Куку! куку!» Он к ней:
— Тетенька, вот я о чем вас прошу! Научите меня уму-разуму! Детей ведь своих у вас нет; просил я было курицу, да она говорит, что у нее и без того хлопот полон рот.
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
— А я вот что тебе скажу, — ответила кукушка, — уж если своих забот у меня нет, то и чужие мне ни к чему! Еще мне этой заботы не хватало — чужих детей уму-разуму учить! Не мое это дело! Вот если хочешь знать, сколько лет тебе жить, то могу сказать.
— Была бы сама жива, а обо мне не беспокойся! — отрезал воробей и улетел прочь.
Полетел он далеко к самому болоту, а там бродит аист и ловит лягушек. Вот подлетел к нему воробышек и просит робко:
— Научите меня, уважаемый, уму-разуму. Вы ведь такой ученый…
— Что, что, что? — заклекотал аист, — убирайся — покуда цел! Я вашего брата…
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
Воробышек, едва живой от страху, скорее от него.
Видит: сидит на пашне ворона и скучает. Он к ней:
— Что это вы, тетушка, загрустили?
— Сама не знаю, сынок, сама не знаю!
— А не можете ли вы, тетенька, уму-разуму меня научить?
— Полно, сынок, у меня и самой-то его нету. А если уж ты так хочешь, полети к сове: она, говорят, уж очень мудрая, вот, может, что тебе и присоветует. А я не больно охоча до этого самого ума-разума, бог с ним!..
— Прощайте, тетушка! — сказал воробышек.
— Счастливо!
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
Полетел воробышек расспросить, где сова живет; сказали ему, что проживает она в дупле сухого дуба. Воробышек туда: и верно, видит, сидит в дупле сова и спит.
— Мадам! Вы спите? Мадам! а мадам!
Сова как переполошится, как захлопает крыльями, как заорет, вытаращив глаза:
— А? Что? Кто?
Воробышек и сам немножко испугался, а все-таки от своего отступиться не хочет.
— Да это я, воробей…
— Воробей? Какой воробей? Не вижу! Чего притащился? Какой черт вас среди бела дня носит? Вот напасть! И днем поспать не дают!..
И сова опять заснула.
Не посмел воробышек еще раз ее будить, уселся на дубе и стал ждать ночи. Ждал, ждал — надоело даже. Когда уже порядком стемнело, сова вдруг проснулась да как заведет: «Угу-у-у! Угу-гу-гу-у-у!..» Обмер воробышек от страху: вздумал уже удирать, но удержался. Сова вылезла из дупла, глянула на воробышка, а глаза-то у нее горят! Страх, да и только!..
— Ты зачем сюда? — спрашивает.
— Да я, прошу прощения, мадам, с самого утра здесь сижу…
— И зачем?
— А жду, когда проснетесь…
— Так я же проснулась! Ну, чего тебе надо? Чего здесь торчишь?
— Я хотел бы вас просить, — простите великодушно, — не могли бы вы научить меня уму-разуму? Ведь вы такая мудрая…
— Не для того я мудра, чтобы дураков учить! Кто дураком родился — дураком и помрет. Проваливай-ка ты подобру-поздорову, а то я голо-дна-я! — крикнула сова, а глаза у нее как загорятся…
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
⠀⠀ ⠀⠀ ⠀⠀
Воробышек сорвался и полетел сломя голову куда глаза глядят, запрятался в чащу да там и проспал до самого утра. Спит воробышек крепко-крепко, вдруг у него над головой кто-то как застрекочет: «Че-че-че!» Воробышек проснулся, глянул — сидит на суку сорока-белобока и стрекочет, даже глаза зажмурила.
— С кем вы, барышня, так разговариваете? — спросил воробей.
— А тебе что за дело? Скажите, какой любопытный! А хотя бы и с тобой!
— Если со мной — то я очень рад. Я бы вас просил, барышня, научить меня уму-разуму.
— А для чего тебе, молодой человек, ум? Без ума легче на свете жить и, конечно, веселее! Ты, голубчик, лучше красть научись, вот как я, тогда и ума