Ознакомительная версия. Доступно 16 страниц из 78
Никита Михалков
Бесогон-2. Россия вчера и сегодня
Фотография на переплете: © Вячеслав Прокофьев / Фото ИТАР-ТАСС
© Михалков Н. С., 2023
© Оформление. ООО «Издательство „Эксмо“», 2023
* * *
«БесогонТВ» — история защиты истины. Поиски правды в нынешней непростой обстановке в мире, и особенно на международной арене, как никогда востребованы. Мы сталкиваемся со множеством угроз, включая «фальшивые новости», «постправду», бесконтрольную и агрессивную пропаганду, создающую искаженные образы в умах людей. Навести порядок в этом океане лжи — непростая задача. Решить ее может помочь только честность, искренность, прямота, неравнодушие и непоколебимая вера в торжество правды. Все это простым и ясным языком, аргументированно и спокойно доносит до аудитории автор «БесогонТВ» Никита Михалков.
С. В. Лавров, министр иностранных дел Российской Федерации
* * *
Дорогие друзья!
Наш «Бесогон» приветствует вас в книжном формате. Здесь, под одной обложкой, собраны выпуски за несколько лет. Мы говорили в них о разном. Тут наши «друзья» на Западе и их союзники внутри страны. Помпезный Ельцин-центр и чудеснейшие люди в многочасовой очереди на выставку художника Серова. Безобразия, даже трагедии, которые случались и все еще случаются в нашей жизни, — но и примеры высокого, истинного, не голливудского героизма жителей великой страны, России.
Насколько все эти темы и эти герои актуальны сегодня, несколько лет спустя? Решать вам. Но мне кажется, что изменилось, в сущности, немногое, несмотря на пандемию, охватившую весь мир. Ковид не ковид, а некоторые государственные деятели на Западе все так же не хотят укрепления нашей страны. Они делают все, чтобы не допустить этого укрепления. Так же активны их подголоски внутри России. С прежней наглостью наступает на нас совершенно безумная массовая культура, пытаясь вытеснить истинное, родное. Никуда не делись и отечественные бюрократы, а также казнокрады и взяточники. Но, слава богу, Россия по-прежнему богата хорошими людьми, которые в непростых ситуациях проявляют чудеса стойкости и героизма. Я хочу, чтобы они стали известны народу.
Кроме того, в книжном «Бесогоне» вы найдете завязку некоторых сюжетов, которые продолжают развиваться на наших глазах. Например, связанных с ситуацией на Украине.
Ну и конечно, всех по-прежнему жду у экранов телевизоров и компьютеров. Программа «Бесогон» продолжает жить и бороться, уже больше 10 лет, и в эфире, и на книжных страницах! Сдаваться не собираемся.
Ваш Никита Михалков
«Все ли экономическое на экономическом форуме и зачем стояла очередь на Серова?»[1]
Я не экономист. Но я живу в нашей стране, я слушаю, читаю, смотрю, чувствую. И у меня возникают вопросы, сомнения и разочарования. Я говорю сейчас об экономическом Гайдаровском форуме. Я не хочу обсуждать личность Егора Тимуровича Гайдара. Все стало достаточно очевидно за минувшие годы. Согласитесь, словосочетание «Гайдаровский экономический форум» у большинства нашего населения вызывает саркастическую ухмылку. А кто-то взрывается тирадой не очень хороших слов…
Но сейчас речь не о том, что было обнищание. Были и жестокость, и равнодушие, и пренебрежение к людям, которые жили по другим правилам, а их сразу окунули, не подготовив, в совершенно иную жизнь. Сегодня, казалось бы, все точки над i в характеристике того времени расставлены…
Но вот Гайдаровский форум: о чем там говорят сегодня? И кто говорит? Из этих речей возникает довольно печальная картина нашего существования. Это хорошо, что мы слышим правду. Но у меня возникает некое недоумение: практически все те, кто делал в России экономическую революцию, спустя двадцать лет рассказывают нам о том, что сейчас плохо, а будет еще хуже. Согласитесь, тут есть какая-то неловкость.
Я еще понимаю: были одни, напортачили, пришли другие, рассказали, что те напортачили, и сделали лучше. Но это те же люди!
Например, Герман Греф. Образованнейший человек, прекрасный оратор, был в свое время министром экономического развития и торговли. Сегодня он глава крупнейшего банка — Сбербанка. Вот его слова: «Мы проиграли конкуренцию, мы оказались в состоянии стран, которые проигрывают, в стане стран-дауншифтеров. Что с этим можно сделать? Нужно изменить все государственные системы. Нужно изменить государственные институты».
Владимир Рыжков — политик, историк. Был депутатом Государственной думы, медийное лицо. Вот что он сказал на Гайдаровском экономическом форуме: «Я утверждаю, что к осени этого года сложатся все предпосылки как для массовых протестов, так и для тяжелых неудач партии власти на выборах в Государственную думу. Это означает, что оппозиция сможет мобилизовать массовые акции протеста и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в других крупных городах. Речь может идти о сотнях тысяч людей. Я убежден, что экономический кризис перерастет в политический кризис, и я бы хотел призвать всю оппозицию, какого бы цвета и оттенка она ни была. Мой призыв к оппозиции — дерзать! Если оппозиция на всех уровнях будет дерзать, она преуспеет».
Андрей Нечаев, один из тех, кто был у руля в то время, когда происходила экономическая революция в новой России. Вот что он говорит сегодня: «Я глубоко убежден, что кризис, который мы сейчас переживаем, имеет не конъюнктурный, не циклический, а глубоко системный характер, это абсолютно очевидный признак тупиковости той модели экономического развития и социального развития, которая была выбрана в середине „нулевых“ годов, и подтверждением этого является то, что падение основных макроэкономических показателей у нас началось с 2012 года, то есть задолго до всего обострения геополитической ситуации, до санкций, до событий на Украине, и даже до болезненного для российской экономики падения цен на нефть. Есть, безусловно, протестные действия, в том числе нарастающие по конкретным поводам. Вот когда эти протестные действия по локальным поводам объединятся с протестом по экономическим причинам, тогда, как мне представляется, политические риски резко возрастают. Я не могу здесь разделить оптимизма моего доброго друга и единомышленника Володи Рыжкова, что это произойдет уже к осени, я не исключаю, что это произойдет позже, но рано или поздно это не может не произойти. Ну мы с вами прекрасно помним, что, когда Россия вступила в Первую мировую войну, — тогда, правда, слова „рейтинг“ не было, но популярность Николая II была фантастической. Рабочие делегации приходили с выражением поддержки, женщины падали на колени, целовали полы френча, и в современных терминах рейтинг был, наверное, 101 %. Через два с небольшим года его не защищала даже личная охрана. Поэтому рейтинг — это вещь такая очень условная и очень проходящая».
А вот еще цитата,
Ознакомительная версия. Доступно 16 страниц из 78