А. П. Мельников
Нижегородская старина
Эта книга отпечатана в апреле месяце 1923 г. в г. Н.-Новгороде в типографии „Нижполиграф" для книгоиздательства „Культура" в количестве 1000 экземп. Обложка и марка изд. работы Н. Ильина
А. П. МЕЛЬНИКОВ
НИЖЕГОРОДСКАЯ СТАРИНА.
ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ПОМОЩЬ ЭКСКУРСАНТАМ.
Н.-НОВГОРОД ИЗД. „КУЛЬТУРА".
Гублит № 380
Тираж - 1000
Нижегородский край - непочатый угол для научных исследований, можно сказать, до сих пор совершенно не тронутый изучением, ни в историческом, ни в этнографическом, ни в археологическом отношениях, заключает в себе много интересного и представляет из себя богатый материал для всевозможных научных изысканий.
Если что сделано по научному исследованию края, то это только в области геологии, почвоведения, орографии и гидрографии, благодаря почину бывшего Губернского Земства, трудами профессора Докучаева и его сотрудника в этом деле Сибирцева.
В области истории местного края, первыми пионерами являются: Н. И. Храм-цовский, П. И. Мельников-Печерский и архимандрит Макарий, но первому принадлежит, для нашего времени давно устаревший и все-таки далеко не научный труд, касающийся исключительно лишь истории города Н.-Новгорода („Краткий очерк истории и описания Н.-Новгорода." Изд. 1857 г.), другому - ряд отдельных монографий, хотя и более научного характера, новее-таки касающихся лишь отдельных сторон истории местного края, отдельных исторических эпох, отдельных эпизодов; третьему принадлежит единственный исторический труд - „История Нижегородской Иерархии", самое название которого указывает на весьма узкие рамки его. Мы воздерживаемся от каких-либо суждений о некоторых произведениях в этой области более позднего времени, немного внесших нового в историю местного края, но весьма талантливых в литературном отношении, как-то: работы А. С. Гацис ского (три выпуска „Нижегородки" изд. 1874, 75 и 76 гг., „Нижегородский Летописец "и др.), издания Сытина: „К трехсотлетию смутного времени" (1911 г.), „Очерки бытовой истории Нижегород ской ярмарки" (1917 г.). Упомянем также о материалах, собранных трудами местной Архивной Комиссии. Но всего этого, вместе взятого, все-таки очень мало и Нижегородский край поныне ждет своего историка.
Еще того менее или почти ровно ничего не сделано в области изучения местного края в этнографическом отношении, если не считать „В лесах" и „На горах" Андрея Печерского - произ-ведений вое-таки беллетристического характера и при том ограничивающихся узкими рамками быта старообрядцев. Крохи случайных сообщений по этнографии края собраны также покойным А. С. Гацисским в издававшихся Статистическим Комитетом под его редакцией „Сборниках", кой-какие разбросанные по разным научным и не научным журналам и газетам небольшие статьи и заметки - вот и все, что мы знаем по этнографии края, если не считать весьма беглый общий этнографический очерк Нижегородского края, составляющий вторую часть изд. Сытина „К трехсотлетию смутного времени".
Если мало сделано по изучению истории и этнографии местного края, то еще того менее сделано в области изучения археологии края, разумея, конечно, серьезно - научную постановку дела.
В 50-х годах прошлого столетия принялся было за описание древностей края архимандрит Макарий, касаясь, однако, лишь церковных древностей, но далеко не научно, сухо, бездарно и весьма не полно. („Памятники церковных древностей Нижегородской губернии", изд. 1857 г.).
В 70-х годах в области археологии местного края начал было работать человек незаурядной научной эрудиции - Л. В. Даль, но сделал очень не много - опять жалкие случайные крохи: - раскопано два-три кургана в Васильсурском уезде, описаны несколько памятников, древнего зодчества, как например остатки Дудина монастыря в б. Горбатовском, ныне Павловском уезде и церковь с. Гри-горова в Княгининском уезде.
Не мало памятников курганной археологии за это время погибло для науки безвозвратно от рук кладоискателей и невежественных раскопок разных любителей археологии. Что касается курганной археологии, то должно сказать, что из уцелевших от времени и вандализма большинство, и при этом громадное большинство памятников (а их в Нижегородском крае не мало) остаются, пока, вполне не тронутыми научным исследованием. Только недавно, начиная с 90-х годов, от времени до времени, стали производиться более осторожные, более систематические работы по их выяснению, некоторые раскопаны. Последнее крупное открытие в этой области сделано в бывш. Балахнинском уезде - Сейминское становище бронзового века. Раскопки его начались с 1913 г. по почину Московского Археологического Института и Нижегородской Архивной Комиссии.
В момент, когда наша брошюра находилась в наборе, вышла в свет, в ограниченном количестве экземпляров, брошюра местного археолога В. Т. Илларионова под названием „Обзор археологических открытий в Нижегородской губернии". Брошюра эта посвящена исключительно остаткам памятников курганной старины: курганов, древних кладбищ, могильников, городищ, становищ и т. д. Автор в своей брошюре также подчеркивает, что все это уцелевшее доныне, за немногими исключениями, остается вполне не исследованным и что таким образом, как он выражается, „археологический материал по Нижегородской губернии есть, но пользоваться этим материалом, по меньшей мере, крайне затруднительно - он во всей своей полноте не только еще неизучен, научно не исследован, - но даже не приведен в известность, не зарегистрирован".
В виду всего вышеизложенного является понятным, что и настоящее издание представляет собою не более, как „регистрацию" памятников старины нашего края, извлеченных из различных материалов этого рода и отчасти вновь найденных и осмотренных на местах.
Однако, считаю долгом своим оговориться и предупредить, что в настоящем виде мой труд является лишь извлечением из более обширного и обстоятельного моего труда, причем в даваемый перечень включаю лишь самое главное, останавливаясь на наиболее выдающихся достопримечательностях края не только в историко-археологическом отношении, но отчасти в бытовом и др.
А. М.
Нижний-Новгород.
История Нижегородского крал делится на 5 главных периодов: пер вый период от основания Нижнего Новгорода, вслед за присоединением к русским владениям устья Оки; второй - недолговременный период самостоятельности великого княжества Нижегородского; третий - время борьбы Московского государства с Казанью, когда Н.-Новгород выступает в крупной роли сторожевого пункта на Волге, защищающего все Московское государство, наконец, после покорения Казани и Астрахани, когда он выдвигается историческими обстоятельствами на новом поприще спасения русской земли в смутное время. Далее он приобретал понемногу значение величайшего в России торгового пункта. Памятником основания Н.-Новгорода Суздальского периода - служит сохранившийся до нашего времени древний Архангельский собор в Кремле, заложенный основателем г. Н.-Новгорода в. к. Георгием Всеволодовичем. Памятником второго периода - самостоятельности Великого Княжества Нижегородского является Спасо-Преображенский Кафедральный собор, с находящимися в нем гробницами в. к. Нижегородских. Памятником третьего периода - времени борьбы с Казанью представляется самый кремль