Приписываемая И. В. Сталину фраза, октябрь 1951 года Менее чем через год после окончания Великой Отечественной войны органы госбезопасности СССР подверглись очередной реорганизации. Приказом НКГБ СССР № 00107 от 22 марта 1946 года в соответствии с постановлением Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 года НКГБ СССР был преобразован в Министерство государственной безопасности СССР. Соответственно были преобразованы и местные управления и отделы НКГБ — в управления и отделы МГБ.
4 мая 1946 г. сменилось руководство МГБ: новым министром вместо В. Н. Меркулова стал начальник Главного управления контрразведки СМЕРШ генерал-полковник Виктор Семенович Абакумов. При этом была проведена реорганизация, затронувшая и разведку: 1-е Управление МГБ было развернуто в Главное управление.
Для понимания складывающейся в спецслужбах ситуации необходимо коснутся происходивших в то время в Кремле и на площади Дзержинского подковерных политических интриг. Меркулов относился к числу давних соратников Л. П. Берия и его отставка являлась одним из ходов в борьбе между 1-м секретарем Ленинградского горкома и обкома и секретарем ЦК ВКП(б) А. А. Ждановым и тандемом Берия и Маленкова. Новый министр Абакумов, хоть сам и не входил в число людей Жданова, но был в плохих отношениях с Берия.
1-е Управление, ставшее Главным, увеличило свой штат, в его составе появились Управления — так, был преобразован в Управление отдел нелегальной разведки, несколько изменилась специфика работы разведчиков «в поле», которые столкнулись с более жестким контрразведывательным режимом. Для наглядности, приведем новую структуру и кадровый состав:
Начальники Главного управления — П. Н. Кубаткин (15.6–9.9.46), П. В. Федотов (9.9.46–30.5.47)
Заместители начальника: Г. Б. Овакимян (22.5.46–25.6.47), А. М. Коротков (22.5.46–25.6.47), П. П. Тимофеев (22.5.46–25.6.47), А. П. Волков (26.11.46–25.6.47).
Заместитель начальника — представители 1-го ГУ в Берлине: В. Е. Зарелуа (27.6.46–19.6.47)
Заместитель начальника — представители 1-го ГУ во Львове: М. И. Белкин (27.6.46–19.6.47)
Заместитель начальника — представители 1-го ГУ в Баку: П. М. Журавлев (27.6.46–25.6.47)
Секретариат — А. И. Боханов, с 01.47 — Ф. К. Пильнов
Управление «1-А» (легальной разведки) — А. М. Отрощенко
• Отдел «1-А» (английский) — А. В. Горский
• Отдел «2-А» (американский) — А. Г. Граур
• Отдел «3-А» (Латинская Америка) — неизв.
• Отдел «4-А» (Германия) — М. Ф. Лебедев
• Отдел «5-А» (славяно-балканский) — С. С. Спандарьян
• Отдел «6-А» (романский) — неизв.
• Отдел «7-А» (скандинавский) — А. М. Сахаровский
• Отдел «8-А» (ближневосточный) — М. Г. Нацвлишвили
• Отдел «9-А» (дальневосточный) — П. А. Шибаев
• Отдел «10-А» (эмиграция) — А. С. Гукасов
Управление «1-Б» (нелегальной разведки) — А. М. Коротков
• Отдел «1-Б» (англо-американский) — Е. П. Мицкевич
• Отдел «2-Б» (европейский) — Б. М. Афанасьев
• Отдел «3-Б» (ближневосточный) — с 3.10.46 А. Ф. Сененков
• Отдел «4-Б» (дальневосточный) — А. Ф. Сененков, с 3.10.46 — С. Л. Рудченко;
• Отделение «1-Б» (прикрытие и связь) — неизв.
• Отделение «2-Б» (документация) — неизв.
Отдел «1-В» (информационный) — М. А. Аллахвердов
Отдел «1-Г» (по советской колонии) — С. М. Федосеев
Отдел «1-Д» (оперативный учет, выдача виз) — неизв.
Отдел «1-Е» (научно-технической разведки) — Л. П. Василевский
Отделение «К» (кадров) — неизв.
Отделение «Р» (радиосвязи) — неизв.
Отделение «Ш» (шифровальное) — неизв.
Разведывательная школа (РАШ) — Е. И. Кравцов
Штат центрального аппарата насчитывал около 600 чел.
Была укреплена региональная структура: в дополнение к 1-м отделам территориальных МГБ — УМГБ на местах были созданы представительства Центра, занимавшиеся разведкой на своих географических направлениях. Таких было четыре: в Берлине, Львове, Баку и Владивостоке. Их руководители также имели ранг заместителя начальника Главного управления.
Представительство в Берлине занималось разведкой в Центральной и Западной Европе.
Представительство в Львове отвечало за регион Восточной Европы и Балкан.
Представительство в Баку занималось Турцией, Ираном, Афганистаном и Египтом.
Представительство во Владивостоке занималось Японией, Китаем и Кореей.
Заместители начальника нового Главка Г. Б. Овакимян, А. М. Коротков и П. М. Журавлев и большинство начальников подразделений хорошо знакомы нам по довоенным и военным временам — все они были опытнейшими разведчиками, оставившая яркий след в истории внешней разведки. Заместитель начальника Главка генерал-лейтенант П. П. Тимофеев, пришедший в ЧК еще в 1919 году, в годы войны возглавлявший немецкий отдел 2-го Управления НКГБ — НКВД и отдел зафронтовой разведки ГУКР СМЕРШ, а затем с конца 1943 года работавший помощником самого Абакумова. Генералы Зарелуа и Белкин не имели разведывательного опыта и являлись кадровыми сотрудниками СМЕРШа. Однако следует заметить, что страны, относящиеся к их сфере ответственности, были в большинстве своем разрушены войной и оккупированы советскими, английскими или американскими войсками, их государственность лишь начала восстанавливаться, поэтому специфика работы разведки в них мало отличалась от хорошо освоенной СМЕРШем работы в прифронтовой полосе.
Таким образом, центральный аппарат сохранил высокопрофессиональный и вместе с тем довольно аполитичный в смысле соперничества Абакумова и Берия «костяк» кадровых разведчиков в среднем звене под руководством лояльных к противникам Берия контрразведчиков Кубаткина и Тимофеева.
Маршалы Советского Союза И. С. Конев и Г. К. Жуков и В. С. Абакумов. Кремль