Предисловие
К новому изданию
Мой соавтор, покойная Дон Сильвия-Стасиевич, была одаренной дрессировщицей собак. Она понимала, что не только собака нуждается в обучении, но и человек. Я помню, как наблюдал за ней во время ее занятий с особенно непослушным лабрадором-ретривером, которого сложно было удержать на месте, не говоря уже о том, чтобы заставить выполнять команды «сидеть», «лежать» и «гулять». Хозяин этой собаки выглядел так, словно готов был бросить все и закончить тренировку. Но Дон действовала со знанием дела: она приманила лабрадора лакомством в центр комнаты, весело похвалила его, а потом заставила его сесть. Потом она снова похвалила собаку и поощрила ее кусочком лакомства, убедившись прежде, что лабрадор берет корм с ладони мягко. Затем Дон повела лабрадора по комнате, останавливаясь через каждые два шага, чтобы посадить его, хваля и периодически поощряя лакомством. Вуаля! Казалось, произошло чудо – особенно, когда оценивший увиденное владелец собаки повторил (как мог для первого раза) то, что продемонстрировала Дон.
Дон похвалила владельца собаки за это крошечное достижение. И с тех пор каждую неделю в классе Дон этот лабрадор и его хозяин начали делать успехи, продвигаясь медленно, но уверенно, улучшая свои навыки – и свои отношения тоже.
Проговорив с Дон сотню часов во время подготовки данной книги, я заодно получил мастер-класс по дрессировке собак, наблюдая за ее занятиями, что называется, «с первого ряда». И точно так же с первого ряда я наблюдал за жизнью самой Дон. От нее я узнал историю о том, как оперная певица Хельга Мейер Баллок (мать Сандры Баллок) обнаружила, что ее Бриар «причесан» младшими детьми Дон, которые украсили длинную шерсть чемпиона собачьих выставок детскими заколочками. Я слышал рассказы о сенаторе Теде Кеннеди, как он, к примеру, сидел на кухонном полу и сюсюкался со своими любимыми собаками. И даже историю о том, как Вики Кеннеди познакомила Дон со щенком, которого вся Америка теперь знает, как Бо Обама, а впоследствии и с самой «первой семьей». Конечно, среди тех, с кем работала Дон, есть крупные имена, но, по сути, все эти истории о той благословенной связи, которую могут установить все люди со своими любимыми собаками.
Помимо передачи знаний и опыта своим бесчисленным ученикам непосредственно во время занятий, Дон считала своим долгом пропагандировать методику положительного подкрепления, чтобы о ней узнавало больше людей. Вот почему она была бы рада узнать, что наша книга получила первую награду в рамках обучающей программы «Canine Life and Social Skills» Ассоциации дрессировщиков домашних питомцев (APDT) за вклад в дело продвижения методики положительного подкрепления в дрессировку собак. Доктор Ян Данбар, основатель APDT, был одним из первых наставников Дон, и именно тогда она обнаружила превосходство дрессировки по методике положительного подкрепления над устаревшими методами, которые делали акцент на доминировании, устрашении и конфронтации. Тот факт, что американская ассоциация писателей о собаках наградила книгу своей медалью Максвелла «За лучшую книгу по дрессировке и поведению собак», это дополнительное свидетельство растущего интереса к методике положительного подкрепления и качества программы Дон в частности.
Чтобы убедиться в том, что эти методы работают, обратите внимание на самого знаменитого четвероногого клиента Дон, Бо Обаму. На первых снимках Бо в Белом доме, он постоянно натягивает поводок. В то время кто-то сделал вывод, что Бо, вероятно, неправильно дрессируют, или что президент и члены его семьи не способны контролировать собаку. Я хотел ответить этим критикам, но Дон предпочла не встревать в перепалку. «Проявляй терпение и оставайся на позитиве», – советовала она мне, как истинный тренер. Дон была права. Недавно я наблюдал, как президент шел с Бо по зоомагазину и подавал ему команды «сидеть» и «лежать», пока отвечал на вопросы маленьких репортеров. Первую леди и Бо можно часто видеть вместе во время приема гостей в Белом доме. Бо, похоже, вырос в прекрасную семейную собаку. «Проявляй терпение и оставайся на позитиве». Да, Дон была права.
Любой, кто проведет пять недель, занимаясь дрессировкой собак, знает, что образцовых собак (как и владельцев) не бывает. Но я верю, как верила Дон, в то, что построение отношений с вашей собакой, основанных на доверии и любви – а не на запугивании и агрессии – надежный способ воспитать самую лучшую в мире собаку. Выполняя пятинедельную программу дрессировки, представленную в данной книге, ваша собака – и вы – овладеете умениями и освоите поведенческие модели, которые сделают вашу жизнь счастливее.
Я желаю вам и вашей собаке долгих отношений длиной в жизнь, и чтобы в них было много любви, нового опыта и смеха.
С позитивным лаем, Ларри Кей март 2012 г. P.S.: Приглашаю вас высказаться (пролаять) по поводу методики положительного подкрепления, посетив нашу страничку на Facebook. На нашем вебсайте я отвечаю на вопросы читателей и предлагаю всем дрессировщикам, которые знакомы с работой Дон, выразить свое мнение. С нетерпением жду ваших сообщений.
• Positivelywoof.com
• Facebook.com/positivelywoof
Вступление
Звонок
Я была на кухне с Мод, африканским серым попугаем, когда раздался телефонный звонок. Звонила Вики Кеннеди, жена сенатора Теда Кеннеди.
– Дон, – сказала она, – я хочу, чтобы ты оценила одну собаку. Это еще одна португальская водяная собака и она будет в аэропорту Даллеса через несколько дней. Ты найдешь время?
Я была немного удивлена тому, что Вики положила глаз на другого питомца. У семьи Кеннеди уже было три собаки – все «порти», как называют эту милую черно-белую кучерявую породу те из нас, кто ее любит. Я помогала Кеннеди выбирать этих собак у Арта и Марты Стерн, заводчиков из Техаса, с которыми я работала, и тренировала всех трех в своем загородном доме в Хьюме, штат Вирджиния. Сенатор Кеннеди и Вики недавно взяли к себе третьего порти, щенка по кличке Кэптен Керейджес, Кэппи для краткости. И было не похоже, чтобы они планировали пополнить свою семью новым членом.