окрестностях Праги, был одним из самых демократичных городских институтов в Праге. Перкмистр и «виноградные коншелы» избирались общим собранием владельцев виноградников, среди которых были представлены почти все социальные группы горожан. Фердинанд I подчинил этот институт непосредственно королевской власти. Подробнее об этом институте см.: Valkova-Fryzoud M. Urad perkmistra prazskych vinicnych hor // Sb. prispevku k dejinam hi. m. Prahy. Рг., 1930. D. VI. О составе владельцев виноградников см.: Мельников Г. II. Городское землевладение в Праге в первой половине XVI века // Сов. славяноведение. 1983. № 3.
257
Сикст не переписал упоминавшийся выше «Святоякубский мандат» против «пикартов».
258
Во владениях Арношта Краииржа в Болеславском крае, отобранных королем, находился центр Общины чешских братьев.
259
Это намерение Сикста осталось неосуществленным.
260
Ян Срна, как и Сикст, был подвергнут домашнему аресту после того, как его выпустили из заключения в пражском замке.
261
Во время восстания Буриан Простиборский был фактическим заместителем Кашпара Пфлуга, командовавшего войском оппозиционных сословий.
262
Буриан Простиборский вскоре после того, как его перевезли в Кршивоклат, умер под пыткой. О значении этого места в хронике Сикста для ее датировки см. вступительную статью.
263
Высшими должностными лицами в Чешском королевстве в XVI в. (по договору между сословиями от 1497 г.) были бургграф (судья цо делам о долговых обязательствах), гофмистр (глава коморного суда), маршалек (судья по делам об оскорблении дворянской чести), коморник (глава финансового ведомства), верховный земский судья, канцлер, придворный судья, верховный земский писарь, подкоморжий (управляющий недвижимым имуществом королевского двора, ведавший делами королевских городов), два карлштейнских бургграфа (хранители королевской короны), бургграф Градецкого края.
Представители рыцарского сословия могли занимать должности земского писаря, одного из карлштейнских бургграфов, бургграфа Градецкого края. На должность подкоморжего мог быть назначен не только рыцарь, но и горожанин из Старого Места Пражского, имевший герб. Все остальные должности имели право занимать лишь представители панского сословия. С XV в. должность канцлера перешла от клириков в руки панов. Канцлер стал рассматриваться как представитель всех сословий, от имени которых он ставил на государственных бумагах свою подпись рядом с подписью короля. Он начал отвечать за то, чтобы королевские документы не содержали нарушений прав и привилегий сословий (см.: Ванечек В. История государства и права Чехословакии. М., 1981. С. 93, 185, 190).
264
Земский суд состоял (по королевскому указу от 1487 г.) из 12 панов, восьми рыцарей и трех земских управляющих (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 171).
265
Требование назначать на государственные должности лишь «природных чехов», имеющееся и в других статьях документа, было прежде всего направлено против иностранного дворянства, проникавшего в Чехию. Каждый, кто принадлежал к панскому или рыцарскому сословиям, являлся жителем любой земли Чешского государства независимо от того, откуда он был родом. Утверждалось, что в Чешском королевстве имеется общий шляхетский инколат — ius incolatus (право обитания). Это право давало основание для приобретения свободных земельных владений, участия в работе земских сеймов и занятия государственных должностей (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 175—176). Поэтому под термином «природный чех» здесь следует понимать уроженца Чешского государства (независимо от его этнической принадлежности), противопоставляемого жителю этого государства по праву инколата. Рассматриваемое требование также было направлено против политики Фердинанда 1, стремившегося путем увеличения числа своих ставленников среди дворянства Чехии (благодаря предоставлению им инколата) обеспечить себе поддержку не только этой части дворянства, но и высших земских должностных лиц, которыми могли быть и люди, лишь недавно ставшие членами сословий Чешского государства. «Дружественное соглашение» последовательно выступает против такой практики.
266
Земские доски возникли во второй половине XIII в. для записи решений судов и сеймов, потом они также стали фиксировать имущественные отношения дворянства. Переход свободных земельных держании, их залог, поручительство, раздел семейного недвижимого имущества и другие дела, связанные с имуществом, — все это объявлялось перед земскими чиновниками и заносилось в земские доски, которые становились, таким образом, как бы сводом постановлений сеймов и судов, а также «публичными поместными книгами» (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 95). Дворянство было заинтересовано в регистрации своих свободных владений, так как «только точный учет правового положения дворянской земли, который велся в земских досках, мог гарантировать от осложнений при торговых трансакциях с землей (при ее продаже, передаче в залог, обмене и т. д.) » (см.: Ванечек В. Указ. соч. С. 126).
267
Адвокатура в Чехии являлась нововведением Фердинанда I и оформлялась по образцу судов в Германии. Адвокаты сразу же вызвали к себе отрицательное отношение чешского общества (см.: Sixt z Ottersdorfu. Knihy pamatne о nepokojnych letech 1546 a 1547. Pr., b. r. D. II. S. 17).
268
В обязанности карлштейнских бургграфов входила охрана находившихся в специально построенной в XIV в. резиденции императора и чешского короля Карла IV — замке Карлштейн под Прагой — королевских регалий (корона, держава и др.) и сословных привилегий, записанных на отдельных грамотах.
269
Требование паритета католиков и евангеликов — одно из важнейших требований «Дружественного соглашения», не выделенное в особый пункт, очевидно, по тактическим соображениям.
270
Тем самым подчеркивалась зависимость этой одной из высших государственных должностей не только от короля, но и от сословного сейма. Поскольку сейм обладал правом избрания короля, то необходимые для коронации атрибуты карлштейнские бургграфы должны были выдавать только по распоряжению сейма. Это положение было весьма актуальным в условиях борьбы Габсбургов с сеймом за признание наследственности королевской власти, которая после поражения восстания 1547 г. увенчалась частичной победой: наследник с формального согласия сейма предварительно короновался при жизни правящего короля.
271
В этом пункте косвенно выражено опасение сословии, которые подозревали Фердинанда I в том, что он тайно вносит выгодные ему поправки в старые грамоты, содержавшие права и привилегии сословий.
272
О должности подкоморжего см. прим. 1.
273
Чешская королевская комора (т. е. палата) была создана Фердинандом I в 1527 г. Она ведала финансовыми