Ознакомительная версия. Доступно 18 страниц из 86
Воздух был пропитан пряным ароматом гвоздики, корицы, кориандра, имбиря. Говорят, что Калькутта – одухотворенный город и все бенгальцы – поэты и художники. Может, и эти неспящие бродяги в живописных лохмотьях, встречающиеся на пути, сочиняли в уме стих или песню?
Буквально опьянев от всех этих городских запахов, Артур поспешил обратно в отель и в своем номере мгновенно заснул.
Наутро, получив на завтрак карри – пряное густое жидкое блюдо из тушеных овощей со всевозможными травами и специями, он снова вышел в город и нырнул в ближайшую станцию метро. Этот день он решил посвятить знакомству с Калькуттой, городом, более 300 лет назад рожденным Ост-Индской компанией. Некий служащий компании Д. Чарноб получил от правившей в Дели династии Великих Моголов разрешение основать в деревушке Сутанути, славившейся своими ярмарками, торговую факторию. В 1690 году состоялось учреждение фактории, и с той поры этот год считается датой официального рождения Калькутты. Потом основатель города заложил порт, женился на бенгальской девушке, перенял индийский образ жизни, правил суд под священным деревом баньяном и мирно окончил свои дни под его зеленой листвой. Гробница Чарноба в старой церквушке Святого Джона – единственная сущая память об основателе Калькутты.
Под охраной построенной англичанами крепости – форта Уильяма, Ост-Индская компания процветала здесь до середины XVIII века, и Калькутта стала столицей Британской Индии, оставаясь ею до 1911 года.
Еще один бережно хранимый символ истории английского владычества в Калькутте и одна из главных достопримечательностей – «Мемориал Виктории». Именно туда и пошел Артур. Первый камень заложил будущий король Георг V. Вокруг мемориала – чисто английский парк с прудами, каналами, с посыпанными ярко-красным песком аллейками и геометрически подстриженными кустами. А у главного входа встречает сама королева, на бронзовом троне, со скипетром в руке и при всех королевских регалиях. Это – одна из немногих уцелевших после обретения Индией независимости статуй колониального периода.
Артур прошел в роскошные залы мемориала, они тоже в основном были посвящены королеве Виктории: уцелело много ее личных вещей – стол и кресло, туалеты, даже седло и сбруя ее лошади. В одном из залов – портретная галерея, где в тяжелых золоченых рамах взирают на посетителей британские правители. На какое-то время Артур потерял ощущение реальности, будто все это происходило не с ним. Оно еще больше усилилось при виде огромнейшего полотна нашего знаменитого русского художника Верещагина «Въезд принца Уэльского в Джайпур в 1876 году». Артур остановился, потрясенный, туристы обходили его стороной, а он забыл обо всем, рассматривая каждую деталь, каждый образ в этой фантастически реалистической картине.
– Вы, наверное, из России? – услышал Артур обращение на английском и обернулся.
Это был служитель музея.
– Да, из России. Верещагин – мой любимый художник. Но я и не подозревал о существовании этого шедевра.
– Действительно, великая картина, – подтвердил служитель и добавил: – Чтоб вы знали, уважаемый, это – самое большое художественное полотно в Индии, написанное маслом… Всего вам самого хорошего!
Перед этой картиной, изображающей въезд завоевателя в непокоренную страну, Артур ощутил внутренний подъем, гордость за своих соотечественников, вдохновение… И понял, что не зря она находится здесь, в этом мемориале, как напоминание, что никогда гордый народ не смирится, не станет на колени, и только доброта, искренность и дружба открывают двери.
Улыбнувшись уголками губ, он громко вслух сказал:
– Все у меня получится, ваше высочество, принц Уэльский!
…С первого дня Артур, как и задумал, стал вести записи. Спустя год «Индийская тетрадь» станет книгой, а возможно, бестселлером.
Итак, первой задачей было научиться жить, не пользуясь на каждом шагу банковской картой, и понять за короткое время, в каких координатах находишься. Открытие первых же дней – индийская реальность весьма сильно отличается от стереотипов, вычитанных и увиденных даже в правдивых документальных фильмах.
Хотелось сразу найти то, что он потерял в России, – духовную составляющую своей жизни. Но реальность оказалась намного прозаичней. Если не засвечивать при первой нужде банковскую карту, то как тогда с нуля организовать собственную систему жизнеобеспечения? Тут уж о душе не думаешь, когда за душой ни шиша.
Как, каким образом зарабатывать в стране, где миллионы своих безработных? Необходимо создать для себя систему, чтобы, не заботясь о куске хлеба, обеспечить свободное время на будущие проекты.
На то, чтобы осмотреться, освоиться и сделать полезные выводы, у Артура, в принципе, ушло немного времени. Неожиданным оказалось то, что в Индии экономическая ситуация находилась в гипертрофированном виде, подобно России начала девяностых годов, когда «можно было все, что не запрещено». И это открытие, как попадание в десятку, уже давало возможность выстраивать различные варианты и схемы нового бизнеса.
Наметанным взглядом бизнесмена Артур увидел, что возможности сделать деньги есть буквально на каждом шагу и, самое удивительное, что окружающие просто ленятся поднять эти деньги у себя под ногами.
К исходу недели он уже понял, как, в принципе, устроены общение, взаимодействие и деловые связи между людьми в его районе. По сути, не выходя из своего квартала, ограниченного несколькими десятками домов, практически не отходя далеко от отеля, поговорив с торговцами лавок, задав наводящие вопросы, Артур понял, что рыночные связи здесь стихийны и пересекаются, вероятней всего, из-за жесткой кастовой системы, лишь в параллельных плоскостях. Обладая преимуществом своей внекастовости, он мог общаться и заводить связи со всеми представителями населения и первый свой небольшой бизнес сделал буквально на обмене нужными товарами между несколькими местными торговцами.
Индия, как известно, страна, где лечебные травы, разнообразные специи, пряности, благовония являются таким же насущным товаром и визиткой, как сало для Украины. И лавки товаров для здоровья, где прямо при покупателях безостановочно смешивают составляющие снадобий, делают на заказ нужные лекарства, можно увидеть на каждом углу. Артуру, который оставил свою сеть на компаньонов, интересно было, как эта система здоровья действует, потому что в районе достаточно мало аптек, торгующих лекарствами крупных индийских концернов. Народ попроще стекался в местную лавку, где в кажущихся внешне условиях антисанитарии все смешивалось прямо при тебе. Артур познакомился с несколькими лавочниками-знахарями, сидел, смотрел, вникал и, наконец, понял, в чем суть: тут был тонкий психологический и лечебный фактор, индивидуальный подход к каждому пациенту, подстройка под его проблемы и его эмоциональное состояние.
А когда Артур сказал «народному аптекарю» Бахману, что он врач по образованию, тот и открыл ему трудности своего, да и конкурентов, бизнеса. Суть, как и в любом деле, оказалась в логистике. У индийцев не принято жаловаться на жизнь, потому что она априори – прекрасна! Большие затраты уходили на поставщиков – перевозчиков, какую-то граммовую специю из противоположного района города везут.
Ознакомительная версия. Доступно 18 страниц из 86