года Рыков был заместителем Ленина по СНК, с 1922 года становится членом Политбюро. Он был среди тех большевиков, кто разрабатывал и осуществлял основные направления внутренней и внешней политики страны после смерти Ленина. Предложения об усиленной перекачке средств в промышленность из сельского хозяйства он назвал «позорной теорией», которая стала бы гибельной для дела строительства социализма.
По поручению ЦК Рыков открывал и закрывал XIV и XV съезды партии, председательствовал на заседаниях многих пленумов ЦК. Его авторитет в партии и в народе был исключительно велик. В сочинениях Ленина его фамилия упоминается 198 раз, в Биографической хронике В. И. Ленина — 352.
Рыков был убежден, что при правильной политике мы можем и должны построить социализм в одной стране. На XV съезде партии в докладе «Директивы по составлению пятилетнего плана развития народного хозяйства» им была изложена программа социалистического строительства, основанная на ленинской концепции строительства социализма. Он был убежден, что социалистическое строительство возможно только на основе новой экономической политики. Но с начала 1928 года по инициативе Сталина и его окружения стали широко применяться «чрезвычайные меры». Рыков поддержал их, так как не видел другого выхода из создавшегося положения. Эти меры он считал временными. Решительно выступая против возвращения к методам «военного коммунизма», он осудил предложения о ликвидации новой экономической политики как «необычайно вредной и опасной», призвав установить в стране «революционную законность». Но эти и другие взгляды Рыкова встретили решительное противодействие Сталина, который считал репрессии необходимым элементом социалистического строительства, призывал насильно насаждать колхозы, ликвидировать кулачество как класс. Умеренная политика Рыкова, Бухарина, Томского и других большевиков была сталинским большинством определена как «правый уклон». В декабре 1930 года Рыков был выведен из состава Политбюро, освобожден от должности Председателя СНК СССР и СТО. С 1931 года он работал наркомом связи.
На февральско-мартовском пленуме ЦК ВКП(б) в 1937 году он был обвинен в антипартийной и антисоветской деятельности, а в марте 1938 года расстрелян.
В условиях перестройки Рыков полностью реабилитирован, восстановлен в партии.
Горелов И. Е. ─
доктор исторических
наук
Серебряков Леонид Петрович
Сведений в энциклопедии «Гражданская война и военная интервенция в СССР» (1987) нет.
4 декабря 1986 года был реабилитирован один из крупнейших военно-политических работников партии Леонид Петрович Серебряков. Он один из тех, кого не только физически уничтожили, но и попытались вычеркнуть из истории как «врага народа». Последние полвека (до реабилитации) о нем не упоминалось даже в энциклопедических словарях. Надо полагать, что эти же руки умело поработали и в Центральном государственном архиве Советской Армии, так как, кроме разрозненных документов, где упоминается фамилия Серебрякова или имеется его подпись, ничего не сохранилось. При изучении фонда этого архива можно встретить личное дело Серебрякова Леонида Петровича, однако не спешите радоваться. Это просто совпадение. Объемистая папка принадлежит однофамильцу и тезке — делопроизводителю одной из частей Красной Армии. А личное дело Л. П. Серебрякова разыскать до сих пор не удалось, хотя в картотеке архива оно числится.
За последние два года появились некоторые отрывочные публикации и о Л. П. Серебрякове. Среди них большой интерес представляют публикации И. Лейберова, Н. Лимонова и дочери Л. П. Серебрякова Зори Леонидовны — научного работника, историка, которая прошла через самые страшные и длинные коридоры сталинских тюрем и ссылок. Но эти статьи, будем надеяться, только первый шаг к большой исследовательской работе по изучению биографии Л. П. Серебрякова.
Итак, кто же он, Леонид Петрович Серебряков?
Для сегодняшних читателей не известны даже самые общие сведения о его жизни. А пятьдесят с лишним лет назад его знала почти вся страна.
Родился Л. П. Серебряков 11 июня 1888 года (по некоторым сведениям, в 1890 г.). С юных лет приобщился к марксизму. В 1905 году вступил в РСДРП.
Дооктябрьский период революционной деятельности Л. П. Серебрякова был «богат» частыми арестами, двухлетней ссылкой, выполнением ответственных и опасных партийных заданий по налаживанию связи и подпольной работы в городах юга России, в общем, «обычная» работа профессионального революционера. Наиболее ярким штрихом в жизни Леонида Петровича в этот период было его участие в работе VI Пражской конференции. Здесь он познакомился с Лениным. В последующем они станут не только соратниками, но и друзьями. Не один час они провели вместе и за шахматной доской.
После Праги снова арест и ссылка в Нарым. Осуществив удачный побег, Серебряков снова окунулся в подпольную работу. Новое задание было связано с восстановлением разгромленных жандармами партийных организаций Закавказья. Это задание непосредственно исходило от Ленина, и ЦК поручил его испытанному революционеру. Леонид Петрович успешно справился и с этим партийным поручением.
Попытаемся по некоторым документам проследить дальнейшую деятельность Леонида Петровича.
В Центральном государственном архиве Советской Армии (ЦГАСА) найдена записка в Центральный штаб московской Красной гвардии, адресованная тов. Пече и датированная 7 января 1918 года.[172] Автор записки — член Президиума Московского совета Л. Серебряков. А буквально через несколько дней, 25 января, он шлет уже донесение из Одессы как комиссар Румынского фронта и Одесской области. В этой телефонограмме, направленной Н. И. Подвойскому, Серебряков сообщал: «Избранный ЦИК Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов Румынского фронта и Одесской области вступил во главе комиссариата командования Румфронта и Одесской области. Из ставки ни инструкций, ни распоряжений не получено, провода не работают, положение опасное со стороны Румфронта и Киева… Могу ли ждать поддержку боевыми единицами советских войск. На запрос по радио о высылке подкрепления Запфронта в Одессу ответа два дня не получили.
Большая нужда ощущается в артиллеристах. Из области не получено подкрепления, надежда малая. Кругом бои…».[173]
Даже эти два документа свидетельствуют о той ответственной работе, которую выполнял Л. П. Серебряков по заданию ЦК партии. Леонида Петровича Серебрякова избирали членом Оргбюро, секретарем ЦК РКП(б), членом Президиума и секретарем ВЦИК.
В период гражданской войны Л. П. Серебряков являлся членом реввоенсовета Южного фронта, членом Реввоенсовета Республики. Он был одним из первых начальников Политуправления Рабоче-Крестьянской Армии. Но настолько старательно вычеркивалось из истории имя этого человека, что даже в наши дни, когда праздновалось 70-летие образования Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота (май 1989 г.), в одной из публикаций журнала, где приводился список бывших начальников этого ведомства, Л. П. Серебряков не упоминается. Между тем подлинные архивные документы, которые удалось обнаружить буквально через месяц после образования Политуправления, зафиксировали подпись начальника Политуправления РВСР Л. Серебрякова. Вот один из этих документов, датированный 19 июня 1919 года:
«Телеграмма. Всем комиссарам штабов армии и фронтов. Предлагается строго разграничить политсводки от оперативных, помещая в последних лишь сведения оперативного, отнюдь не политического характера.
Начальник Политуправления