Вы сильнее, чем думаете.
Рядом с вами потенциальные союзники.
Вы — герой собственной истории.
Эти три утверждения помогут вам стать счастливее и мужественно преодолеть любую проблему.
Вам не нужно ничего менять. Вы уже сильнее, чем думаете.
Вы способны контролировать внимание, а значит, и мысли и чувства.
Вы можете найти поддержку в самом неожиданном месте и сделать отношения более глубокими.
У вас врожденная способность к самомотивации и воспитанию положительных качеств.
С этой книгой вы быстрее поймете свои способности. Вы увидите, что применять их так же просто, как и играть.
* * *
И все же книга не об играх — скорее, не совсем о них. Она о том, как проявлять игровой подход при стрессе и личных проблемах. Иными словами, о том, как задействовать в реальности те психологические качества, которые вы обычно демонстрируете во время игры: силу воли, сострадание, оптимизм, креативность, стойкость и целеустремленность. Как быть любознательным и выбирать наиболее эффективную стратегию. Как нарабатывать навыки успешного решения сложных задач.
Я расскажу, что такое игровой подход и как он помогает стать сильнее, счастливее и мужественнее, на примере своей истории.
* * *
Летом 2009 года я получила сотрясение мозга. Выздоровление затягивалось, и даже спустя месяц меня по-прежнему мучили постоянные головные боли, тошнота и головокружение. Я не могла читать или писать более нескольких минут. Память подводила. Почти все время я чувствовала себя настолько плохо, что не могла встать с постели. Голова была как в тумане. Ранее я не испытывала ничего подобного, и такое состояние меня пугало и подавляло.
Я не могла объяснить друзьям и родным, что именно со мной происходит. В какой-то момент я решила описать свои чувства. С огромным трудом подбирала слова, и вот что у меня получилось:
Все сложно.
Мои мысли сжимает железный кулак.
Мой мозг словно под прессом.
Если я не могу думать, то кто я тогда?
К сожалению, способа лечения посткоммоционного синдрома[3] нет. Нужно отдыхать как можно больше и надеяться на лучшее. Врачи сказали, что улучшение самочувствия наступит через несколько месяцев, а возможно, и через год или больше, и порекомендовали избегать всего, что провоцирует проявление симптомов. Это означало не читать, не писать, не бегать, никаких видеоигр, работы, электронной почты, алкоголя и кофеина. Я даже пошутила: «Другими словами, никакого смысла жизни».
В этой шутке есть доля правды. Тогда я еще не знала, что пациентам с черепно-мозговыми травмами — даже в такой легкой форме, как у меня, — свойственны суицидальные мысли[4]. Они возникают в одном случае из трех. Именно это произошло со мной. Мозг начал нашептывать: «Джейн, ты хочешь умереть. Тебе не станет лучше. Боль никогда не пройдет. Ты превратишься в обузу для мужа». Голоса звучали все настойчивее и убедительнее. Я стала бояться за свою жизнь.
А затем что-то произошло. У меня промелькнула кристально четкая мысль, изменившая все. Спустя 34 дня после получения травмы — никогда не забуду этот момент — я сказала себе: либо я покончу с собой, либо превращу жизнь в игру.
Почему в игру? К тому времени, то есть в 2009 году, я уже 10 лет изучала психологию игр. Фактически я стала первым человеком в мире, который получил степень доктора философии за изучение психологических качеств игроков и роли этих качеств в решении реальных проблем. Благодаря многолетним исследованиям в Калифорнийском университете в Беркли я знала: геймеры креативнее, целеустремленнее и энергичнее решают проблемы. И чаще обращаются за помощью к окружающим.