Это признание того, что он таки вопреки всему работает, как может и как это понимает. Это признание его побед над другими участниками рынка. Это овеществление его пусть и небольших, но «барыжных» талантов.
«Барыга». Происходит (предположительно) от барыш, из тюркск.; ср.: тур., крым. — тат. baryš «мир, примирение», кирг. baryš «поход, поездка»; ср. также укр. бариеш, белор. барыеш. По другой гипотезе источник русск. слова — в чув. *pareš «подарок», тат. bireš, тур. — veriš.
Вот так — «мир, примирение», «поход», «поездка».
Кроме того, наркоторговцев тоже часто называют «барыгами», что опять же может кого-то обидеть. При всём при этом найдётся огромное количество людей, которым эти барыги «приносят счастье». Это прямая цитата. Поэтому давайте будем называть всё как есть, тем более, что от «барыги» существует несколько прекрасных производных — «барыжить», «разбарыживаться», «набарыжить», что тоже наиболее честно и прозрачно отражает суть «нашего» бизнеса. Можно конечно написать «бизнес-процесс», «товарно-денежные взаимоотношения», «менеджмент», но поверьте, это всё не то.
Так уж получилось, что бизнесменов в наших постсоветских странах в классическом понимании этого слова не существует. Как впрочем, и экономики в прямом смысле этого слова. Зато нас есть барыги разных классов, и без обид пожалуйста. «Микробарыги», «мегабарыги», «гигабарыги». «Барыга» в нашем понимании — это ведь комплимент горе-бизнесмену, задумавшему в нашей реальности таковым стать. Ведь он, как и тот барыга из народного эпоса — жив, «крутится, но зарабатывает», «худо-бедно, но на еду есть» и «как жив остался непонятно».
А что же так, скажете вы? Да неужто в нашем отечестве нет таких каких-то мегакомпаний и мегадиректоров? Да, есть мегакомпании, но с к сожалению все равно с «барыжным» и очень «нашенским» характером. Ну а как еще можно назвать директора крупного предприятия, который покупает себе лично под новый год новенькую «иномарочку» представительского класса, цокая языком, объясняет паре сотен сотрудников, что «ведь кризис» и дает в зубы каждому «по пятьдесят баксов», а потом садится в теплую машину и уезжает, нет, не домой, в казино (кстати, которое из красивого блестящего здания превратилось в строгого вида «покер-клуб»)? Этих людей в народе называют «мегабарыгами». Их мы тоже рассмотрим, но попозже.
Итак, а в чем же соль нашего обычного честного «барыги»? Основное свойство барыги — это его универсальность. Настоящий барыга может продавать что угодно — от услуг авто-сервиса до съёмок художественного кино. Барыга — он безотносителен.
Отдельным достоинством барыги является его многозадачность. Не верите? А вот попробуйте решить свои вопросы о новой поставке копченого мяса в налоговой, где «не могу говорить», не прекращая общения с супругой, которая хочет «в Дубаи», а также непринужденно «барыжа» по интернету постоянному покупателю цельную свиную заднюю часть «на корпоративные шашлыки»!
А тут выходит он из налоговой — бац! А автомобиль-то бдительные полицейские «эвакуировали» за неправильную парковку. Так, придется звонить Василию Петровичу и снова выставлять ему коньяк, да и такси не налоговая оплачивает. Как вам?
И кстати именно эти мелкие и не очень барыги и оплачивают чувствительную долю всех государственных поборов (простите, обеспечивают поступления в бюджеты) для того чтобы их потом на уровне повыше растащили кусками покрупнее.
«Пять лет трудился мелким предпринимателем. Пахал как трактор. На мне неплохо заработали: пожарники, санэпидемстанция, менты, районные чиновники и чиновники из мэрии, налоговики и даже таможенник. Один я почему-то ничего не заработал.»
Это и есть наш странный «средний класс», пусть немногочисленные работники банков, программисты и другие пролетарии интеллектуального труда не обижаются. Вы посчитайте, сколько у нас банков или программистских контор, а потом посчитайте сколько барыг. Воооот! Ну и сколько они «по двести гривен» (хотя куда там по двести, всё давно уже не так радужно) платят налогов, «раздают», «раздают» и куда эти налоги и «раздачи» потом деваются — исследование для другого рассказа.