Размышления вместо введения
Наше здоровье, работоспособность и долголетие зависят от того, что мы едим. Но как не ошибиться в выборе питания, если число предлагаемых «правильных» диет, зачастую противоречащих друг другу, увеличивается с каждым днем? Американский диетолог Роберт Шварц, автор популярной книги «Диеты не работают», уверяет, что начиная только с 1920 года было предложено и опробовано в общей сложности около 26 000 диет. Люди шарахаются от одной диеты к другой, от вегетарианства к мясоедению, от монодиет к рациональному питанию. Каждый из диетологов уверяет, что именно его система питания самая правильная и действенная, аргументируя это либо своим пониманием биологических основ нашего организма, либо исторически сложившимися традициями.
В 1896 году в издательстве Ивана Сытина вышла книга польского адепта «естественной жизни» Константина Моэс-Оскрагелло «Природная пища человека», в которой автор убеждал своих современников стать вегетарианцами. С тех пор тема природной пищи получила широкое развитие и породила множество споров. Само вегетарианство разделилось на течения: лакто-ово-вегетарианство, лакто-вегетарианство, ово-вегетарианство, веганство. А уже в наши дни теории об исключительно растительном питании были потеснены палеодиетой — системой питания, основанной на продуктах, которыми питались люди во времена палеолита, всевозможными белковыми диетами, практически полностью исключающими углеводы, и многими другими системами питания.
В качестве аргументов в пользу той или иной диеты приводятся рационы животных. Нередко также ссылаются на бытовавшие в древности представления о правильном питании, иногда противоречащие рекомендациям современной медицины.
Не обладая достаточными знаниями, трудно разобраться в советах, предлагаемых современной диетологией. Порой за незнание приходится расплачиваться. Люди нередко убеждаются в ложности предложенных им советов о питании лишь ценой собственного здоровья.
В предлагаемой книге мы будем шаг за шагом разбираться в спорах о природной пище человека, сопоставляя аргументы различных концепций питания. Мы узнаем, как сложились и почему закрепились многие традиции питания. Для этого прежде всего нужно понять, к какой пище нас приспособила природа, — ведь спор об этом продолжается до сих пор. В первых главах книги мы рассмотрим взгляды биологов и антропологов на возникновение человека и его эволюцию с точки зрения приспособленности нашего организма к тому или иному виду пищи.
Древние предки человека постепенно осознавали себя и свое место в природе. Появились зачатки религии, мистики и научных знаний. Все это сплеталось в единую систему представлений. Уже в те времена сложились первые традиции питания, основанные на практическом опыте использования пищи и вобравшие мистические и религиозные воззрения. До сих пор живы и используются многие предписания, связанные с питанием, которые возникли еще в аюрведе — древней индийской медицине. Почитатели аюрведы считают, что в ней сосредоточена истина о питании, ниспосланная богами древней Индии, но забытая современным человечеством.
Знания аюрведы были использованы, развиты и обогащены врачами Китая и Древней Греции. Достижения древней греческой медицины легли в основу медицины средневекового мусульманского Востока, они же послужили фундаментом европейской медицины, в том числе современных знаний о питании. Европейская медицина, взяв за основу древние знания, критически их пересмотрела, сохранила полезное и отвергла ошибочные представления. Это особенно важно знать в наши дни, когда многие люди обратились к древнеиндийской медицине, не задумываясь о том, что поколения врачей на протяжении столетий работали над тем, чтобы выбрать из нее все лучшее и отсеять заблуждения.
Иудаизм, а затем христианство и ислам вобрали разнообразные полезные традиции питания, закрепили их и донесли до наших дней. Религиозные советы подчас наивны, но они основаны на практическом опыте. Поэтому в следующих главах книги мы обязательно обратимся к ним.
Через всю историю человечества проходит противостояние приверженцев растительного питания (вегетарианцев) и сторонников потребления пищи животного происхождения. Этому спору посвящена одна из глав книги. В ней мы подробно сопоставим достоинства и недостатки растительной и животной пищи. В книге будут также сопоставлены взгляды древней и современной медицины на раздельное питание, использование пророщенного зерна, на режим питания.
Рассуждая о системах питания, рационах и диетах, важно понимать, что же кроется за этими словами. Многими диета воспринимается лишь как способ похудеть. В действительности диеты существуют для людей, страдающих самыми разными болезнями, а не только для снижения веса. Слово «диета» восходит к греческому языку, где оно обозначало образ жизни, режим питания. Наш «Энциклопедический словарь медицинских терминов» поясняет, что диета — это рацион и режим питания, назначаемые больному. При составлении этого словаря — автор этой книги был во время подготовки словаря ученым секретарем редакционного отдела «Питание» «Большой медицинской энциклопедии» — мы много спорили о правомерности именно такого определения слова «диета», ведь на Западе оно обозначает любой пищевой рацион, то есть не обязательно лечебное питание. Диета, с точки зрения западных врачей, может быть не только полезной, но и скудной, обильной, неправильной и т. п. Там говорят и о диете людей каменного века, подразумевая под этим именно тип питания людей того времени. Средиземноморской диетой называют вовсе не лечебную диету, а тип питания населения Средиземноморья, благоприятствующий здоровью и долголетию. А у нас в таких случаях используют слово «рацион». То есть в нашей терминологии рацион — это набор продуктов, рекомендуемый человеку или фактически им потребляемый за определенный период времени. Впрочем, четкого различия в значении слов «диета» и «рацион» нет и у нас. Вспомним, например, вегетарианскую диету, которую можно было бы назвать также и вегетарианским рационом. В этой книге понятие «диета» я использую в широком смысле, более близком к «рациону». Ведь бывают же диеты, которые при кажущейся пользе для человека на самом деле являются всего лишь неблагоприятными рационами.
Еще более широким понятием, включающим в себя, как диеты, так и рационы, являются системы питания. Так, например, вегетарианство — это целая система питания, со своей философией, представлениями о воздействии пищи на духовное и физическое здоровье человека, с убежденностью в том, каковы должны быть свойственные этой системе рационы и диеты. Научные концепции питания также представляют собой системы представлений о наиболее здоровом питании. Суть этих представлений наиболее удачно представили специалисты Министерства сельского хозяйства США, изобразив пирамиду с четырьмя уровнями. Нижний уровень — это количество в рационе зерновых продуктов (хлеб, каши и т. п.). Важно, чтобы продукты этого уровня были в значительной части приготовлены с использованием цельного зерна, не потерявшего с отрубями в ходе переработки полезные вещества. Повыше в пирамиде уровень фруктов и овощей. Их в рационе поменьше. Еще выше животная пища (мясо, рыба, молоко). Сюда же врачи отнесли бобовые и орехи — они по составу несколько похожи на мясо. Верхушка пирамиды символизирует допустимое количество жира и сахара.