— Я — жертва рекламы, купила себе шампунь «Лошадиная сила».
Анекдот Внешний мир действует на организм (причём, как человека, так и животного) множеством одновременных и последовательных раздражителей. Если эти правила повторяются, то они ведут к образованию системности, или по-другому это называется — образование стереотипа в деятельности головного мозга. И.П.Павлов назвал это динамическим стереотипом. Теория Павлова вполне применима к человеку, если человека кормить при каждом включении лампочки, то у него тоже, как и у собаки начнет выделяться слюна.
Пример из жизни: «Моя сестра, когда у неё родился малыш, была вынуждена в полтора месяца перевести его на искусственное вскармливание. И каждый раз, перед кормлением она клала тряпичную салфетку ему под подбородок, чтобы не запачкать одежду, и малыш настолько привык к этому, что когда он в очередной раз хотел кушать и начинал требовательно плакать, как только ему клали салфетку под подбородок, он успокаивался в предвкушении (напоминаю, ребёнку было полтора месяца). Было очень интересно наблюдать за этим» (подглядела на форуме).
Стереотип, это та же привычка. Она формируются на трёх уровнях головного мозга.
Первый уровень. В рептильном мозге, который отвечает за рефлексы. Дали вам молоточком по коленной чашечке в кабинете у невропатолога, и у вас коленка подпрыгнула. Эта система также отвечает за нашу физиологию, которая работает на автомате: дыхание, сердцебиение и прочие важные физиологические процессы. Это те же инстинкты, только примитивней.
Второй уровень — это лимбическая система, которая отвечает за наши инстинкты более сложного уровня, чем рефлексы. Это огромнейшая система, без которой человеку просто не выжить. Это врождённые акты поведения, которые проявляются в виде шаблонов поведения, чувств, в виде любых эмоций: радость, симпатия, агрессия, обида, страх… Увидели симпатичную мордашку младенца, и ваша улыбка расползлась до ушей. Или девушка узрела красивого, атлетически сложенного, мужчину и всё, у неё появилась автоматически симпатия, а что там с характером, это не столь важно. Или увидел молодой человек на рекламном баннере полуголую девушку с дрелью, и купил через неделю именно эту марку дрели, даже не вспомнив о девушке. В его подсознании, незаметно для сознания, закрепилась параллель этой девушки и дрели. Если девушка нравится, значит, и дрель хороша. Рассудок мы пока не рассматриваем, так здесь работает лимбическая система, которая отвечает за подсознание и инстинкты. Именно поэтому рекламники так активно используют и мордашки детей, и тела обнажённых красивых девушек, для влияния на человека через его инстинкты. «Это воздействие настолько эффективно, что запрет использовать изображения детей в рекламе товаров, не предназначенных для детей, прямо запрещён в законе о рекламе — чтобы избежать злоупотреблений», — А. И. Протопопов. Ниже будут ещё примеры важных для выживания стереотипных реакций.
И третий уровень — это образование осознанного стереотипа поведения после произведённого анализа ситуации. Например, человеку дали задание, решить поставленную задачу, он её анализирует, выбирает оптимальные пути решения и действует. За это отвечает неокортекс (новая кора) головного мозга. Это самое молодое образование в мозге и самая прожорливая система, которая потребляет огромное количество энергии. Анатолий Протопопов: Дело в том, что энергопотребление неокортекса при решении сложных нестандартных задач огромно, и в ряде случаев сопоставимо с затратами на двигательную активность. Эволюционно-древние структуры (первый и второй вариант), реализующие врождённое поведение, работают быстрее и экономичнее, и потому используются в большинстве житейских ситуаций более активно, чем новая кора. Фактически, новая кора и не способна к постоянной работе «на полной мощности». Её задача — брать на себя «пиковые нагрузки», т. е. эпизодически решать очень сложные задачи, перемежающиеся достаточно длительным отдыхом, когда деятельностью организма заведуют более древние, простые, и потому менее прожорливые, структуры [6]. И это вполне подтверждается на практике, что, мы надеемся, станет очевидным читателю после прочтения статьи «Мозг экономичный» А. И. Протопопова.