Ознакомительная версия. Доступно 8 страниц из 39
Евгений Доценко,
доктор психологических наук, профессор
«Личностный фактор» Эдуарда Омарова
Мне известны четыре типа предпринимательства.
Первый – это коммерческое предпринимательство, о котором пишет автор в этой книге. Считается, что такое предпринимательство призвано преобразовать капитал в еще больший капитал. В значительной мере это так, что следует и из даной книги. Эдуард Омаров подробно обсуждает то, что составляет «человеческий фактор» коммерческого процесса. Однако было бы слишком банально, если бы обсуждался человеческий фактор вообще. Автор рискнул на большее – на личностный фактор, срабатывающий в самом ядре коммерческих событий. Таким ядром является Личность Предпринимателя – того, кто инициирует, запускает, контролирует и поддерживает весь коммерческий процесс. Автору очевидно удалось заглянуть в лабораторию души человека, взявшего на себя ответственность за бизнес-процесс и вовлеченных в него людей.
Второй вид предпринимательства – политическое. Главный его «продукт» – власть. Суть процесса составляет взятие (завоевание) власти, удержание ее, использование, укрепление и т. п. Размышления Э. Омарова вполне применимы и к политическому Предпринимателю, поскольку там тоже личность, те же личностные процессы. Что и не удивительно, ведь это предпринимательство также имеет дело с неопределенностью, прогнозами, оценками, рисками, а главное – с людьми. Поэтому «хождение во власть» имеет много общего с «хождением в бизнес».
Третий вид предпринимательства – социальное. Его продуктом выступает общественное благо. Предпринимателю в данном виде деятельности, как и во всех других, требуется найти базовую идею, обеспечить ресурсами, в том числе финансовыми и человеческими, организовать процесс, получить результат и грамотно им распорядиться. Идеи автора представленной книги и здесь вполне применимы. Потому что неважно, к чему человек прикладывает свой предпринимательский порыв. Важно, что он проявляет инициативу, с полной личной ответственностью идет на разумный риск и готов иметь дело с трудностями на пути реализации своего проекта.
Четвертый вид предпринимательства – научный поиск. Здесь также требуется поймать идею, найти ей финансовое и концептуальное обоснование, организовать процесс, презентовать результат и проч. А «вертеться», чтобы обеспечить исследование, руководителю творческого коллектива приходится не меньше, чем бизнесмену.
Таким образом, чем бы вы ни занимались, если ваше занятие представляет собой индивидуальный проект с хорошей примесью неопределенности, вам будет полезна эта книга. Некоторая необычность ее жанра состоит в том, что автор рассказывает о своем собственном опыте научной деятельности. Это при том, что он «играющий тренер» – несомненно успешный предприниматель, который знает, о чем пишет. И видит эту личностную реальность предпринимательства с разных сторон. Эдуард Омаров в данной работе выступает сразу с нескольких позиций: и опытного предпринимателя, и квалифицированного исследователя, и удивленного человека. За десяток лет нашего знакомства он не переставал удивляться, сначала при получении новой для себя квалификации психолога, затем при проведении исследовательской работы, и даже при прохождении непростой процедуры защиты диссертации.
Есть один момент, в отношении которого мы с Эдуардом Закировичем расходимся во мнении. Я не согласен, что предпринимателем рождаются, но готов допустить, что моему научному оппоненту удобнее чувствовать себя исключительным в качестве предпринимателя, что согласуется с результатами, полученными им же в диссертационном исследовании. Вся книга построена как размышления человека с опытом предпринимателя над результатами своей работы как исследователя.
Далеко не все мечтают стать Рокфеллером, но многие пробуют быть Ремесленником. При чтении данной книги вы получаете возможность примерить на себя душевное состояние Предпринимателя, оценить свой предпринимательский потенциал, найти пути самосовершенствования. Короче, Рокфеллером мы можем и не стать, но Кустарем побыть полезно!
Предисловие
Кустари и Рокфеллеры.
Для тех, кто хочет быть успешным
Однажды ко мне в кабинет пришел Саша. Наш водитель, хороший парень с народной, по его собственному выражению, фамилией Козлов.
– Шеф, – сказал Саша с порога, – я решил заняться бизнесом. У меня в деревне водку продают. Буду делать так же.
– Саш, – сказал я, – но ведь это не так просто – заниматься бизнесом.
Дело было в начале 90-х. Жизнь кипела: я открывал по пять-семь объектов разной направленности ежегодно, мой рабочий день начинался в семь утра и заканчивался за полночь. Воскресенье – это святое, выходной. Поэтому в этот день я работал по облегченной программе: с десяти утра до шести вечера.
– Да ладно вам, – ответил Саша. – У всех же получается. А я что, крученый, что ли?
Это у них в деревне было такое словечко. Его этиология проста: на Сашиной родине во время кастрации быков им определенным образом выкручивали их «хозяйство». То есть «крученый» означает что-то вроде «лишенный важного», «ограниченный».
Далее дело развивалось так: Саша купил водки, привез в свою деревню и раздал родственникам, которые, по Сашиному плану, должны были ее продавать. Родственники благополучно все пропили. Саша долго пытался выбить у них хоть какие-то деньги: вымогал, уговаривал, просил, угрожал. Не помогло. Через какое-то время Саша снова появился на пороге моего кабинета.
– Шеф, я снова решил заняться бизнесом. Я посмотрел: люди привозят в деревню муку и продают. Если вы мне разрешите на выходных брать грузовик, я продам свои «жигули», куплю муку, буду тоже возить по деревням.
Однако деревня встретила его без энтузиазма. «Ты дурак? – спросили Сашу. – Кто у тебя будет покупать за такую цену? У нас мука дешевле в два раза!» Такая реакция объяснялась просто: Саша умудрился приобрести товар по завышенным расценкам. Чтобы получить хоть какие-то деньги, устроил sale. В итоге выручка даже не покрыла расходов.
Однако дело было сделано. Саша почувствовал себя Бизнесменом. Он держал в руках деньги. Он был как главный герой горьковской «Песни о Соколе»: видел небо и знает счастье.
Сашина осанка и походка обрели начальственность. Он стал высокомерен: в своей деревне угрожал односельчанами, в моей приемной взял привычку лежать на диване и ворчать на сотрудников. Он стал похож на актера, который заигрался настолько, что уже не может выйти из роли. К сожалению, это сказалось на работе. Пришлось пересадить горе-предпринимателя с персональной машины на грузовик, а потом и вовсе уволить. Спустя несколько лет я снова встретил Сашу Козлова. Он все так же хватался то за одно, то за другое и так и не мог ничего добиться. Эта история всплыла в памяти спустя почти 20 лет, когда тема успеха стала для меня особенно актуальной. Наблюдая за развитием разных подающих надежды начинающих предпринимателей, я отметил, что сильно ошибаюсь в прогнозах их развития и успешности. Те, кто, по моему мнению, должны были добиться успеха, почему-то оказывались не очень эффективны. А те, у которых, с моей точки зрения, ничего не должно было получиться, прекрасно развивались. То есть выходило, что люди, имея одинаковые стартовые условия, схожие интеллектуальные и материальные ресурсы, достигали совершенно разных результатов в бизнесе. Хотя, казалось бы, алгоритм, лежащий в основе любой предпринимательской деятельности, довольно прост: определяете рынок и его перспективы, реально оцениваете собственные ресурсы – и вперед. Оказалось, знание определенных правил и четкое следование им не являются гарантом успеха. Также как не являются его гарантом личные связи, первоначальный капитал. Но что же тогда обеспечивает успех? И вообще, что такое успех? С этих вопросов и началось мое путешествие к изучению феномена успеха и секрета успеха.
Ознакомительная версия. Доступно 8 страниц из 39