Ничто не может затмить свет, сияющий внутри.
Майя Энджелоу[1]ЖИЗНЬ – ЭТО ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ СЕЙЧАС. Я пытаюсь представить вас прямо сейчас, когда вы открываете книгу и начинаете читать. Я знаю, где сейчас ваши глаза – на этих буквах (Б-У-К-В-Ы), черных кружочках и палочках, складывающихся в символы, с помощью которых мы общаемся. В вашем сознании эти значки приобретают смысл. А теперь ваши глаза здесь. З-Д-Е-С-Ь. Это единственное, что я могу точно сказать. Я не знаю, сидите вы, читая эту книгу, стоите или, может быть, беспокойно ходите из стороны в сторону. Скорее всего, вы сидите. И расстояние между книгой и вашими глазами составляет, вероятно, около 40 см. Могу предположить, что если вы не положили книгу перед собой на стол или на колени, то вы держите ее обеими руками. Я понятия не имею, где вы находитесь. Может быть, вы в своей гостиной или в номере отеля – а может, в тюрьме, в библиотеке, на открытой веранде. Кто знает, может, вы вообще на подводной лодке, бороздящей Северное море на глубине нескольких сотен метров. Вчера я видел в Instagram фотографию женщины с моей книгой «Без жалости к себе»[2] на склоне Бессегена[3]. Может быть, вы сейчас тоже в горах. Или лежите в постели и собираетесь заснуть после долгого дня. Я не знаю.
Я пишу эти слова на борту рейса DY1904: я лечу из Осло в Дубровник. Я смотрю на буквы, которые появляются одна за другой на моем экране, на высоте 12 000 метров где-то над Европой. Я прислушиваюсь к себе: что я чувствую в этот момент? Внутри меня множество ощущений, мыслей и чувств. Я сосредоточен; в кабине раздается множество звуков, но мое сознание автоматически блокирует их. Я думаю о будущем: с нетерпением представляю себе, как буду писать эту книгу, как ее примут. В то же время я предвкушаю, как окажусь в Дубровнике, потому что лечу на свадьбу близкого друга, которому желаю в жизни самого лучшего. Я счастлив при одной только мысли об этом.
Но больше всего мне интересно, где вы находитесь прямо сейчас? Не ваши глаза – я знаю, что они смотрят на эту страницу, – но все ваше существо. О чем вы думаете? Что чувствуете в этот самый момент?
Момент краток и быстротечен: сначала его нет, затем он есть и снова нет. Некоторые из них легко прочувствовать и запомнить. Торжественные, прекрасные, волшебные, величественные, чудесные моменты. Есть и другие – рутинные и непримечательные (по крайней мере, с виду): они быстро забываются. Бывают моменты грустные, трагические, несправедливые, жестокие. Такие, которые вы хотели бы забыть. Однако все они одинаковы по своей сути. Они реальны, даже если наши мысли и чувства где-то далеко. Я уверен, каждый момент имеет свою ценность, которая часто остается незамеченной. Мы начинаем осознавать это, только когда наша жизнь подходит к концу.
Мне давно кажется, что многие пожилые или больные люди, оглядываясь на свою жизнь, жалеют, что они слишком часто упускали момент. Если мы с вами задумаемся, наверняка большинство почувствует то же самое. Мы хотели бы не упускать наши моменты. Мы хотели бы чаще быть в настоящем, здесь и сейчас.
Максимальное присутствие в каждом моменте даст нам важное преимущество. Если мы сможем это сделать, наша жизнь станет лучше. Здесь я подхожу к основной мысли книги: умение жить в настоящем можно приобрести. Вам это под силу.
Самое приятное, что для достижения этого нам совсем не обязательно радикально меняться. Небольшие перемены в образе мыслей откроют вам огромный новый мир. Приобретенный способ мышления сделает вашу жизнь намного более насыщенной. Едва заметная перемена в мировоззрении вернет ваши моменты: вы умели жить в настоящем, когда были ребенком, и теперь можете вновь обрести эту способность.
Немного – это много!
Эрик Бертран ЛарссенГде-то над Европой, июнь 2015Введение
Я властелин своей судьбы,Я капитан своей души.
Уильям Эрнест Хенли[4]Многие мои собеседники говорили, что чувствуют, будто время ускользает от них. Их дни переполнены делами и обязанностями, встречами и задачами, событиями и препятствиями, и они не могут избавиться от ощущения, будто не присутствуют в собственной жизни. Многие испытывают стресс. Их мысли обыкновенно заняты тем, что уже случилось, или тем, что может произойти, но не осознанным проживанием настоящего. По их словам, когда им удается сосредоточиться на происходящем, они нередко испытывают беспокойство, досаду и другие негативные эмоции.
Однако все может быть по-другому. Я работаю ментальным тренером[5] и знаю, что человек может измениться. Для этого нужно развить в себе осознанность: если вы начнете внимательнее относиться к тому, как и о чем думаете, то обнаружите, что способны сделать осознанный выбор. Вы научитесь сосредотачиваться на происходящем здесь и сейчас. Моя цель – помочь вам сделать шаг в этом направлении и показать, что нужно делать ради перемен.
Вы не должны соглашаться со мной или верить всему, что я пишу. Я знаю, что некоторых людей раздражают мои заявления и способ самовыражения, – и меня это даже радует! Я ни в коем случае не претендую на роль властителя дум, но хочу просто внести хотя бы небольшой вклад в улучшение вашей жизни. Моя цель не заставить вас согласиться со мной – я хочу, чтобы вы начали думать.
Мы нередко принимаем важные решения неосознанно, поскольку делаем то, к чему привыкли, или пытаемся соответствовать ожиданиям других. Я намерен поставить под сомнение эти привычки и задать вам несколько вопросов. Если вы почувствуете протест и у вас промелькнет мысль, что я перегибаю палку, я призываю вас остановиться и подумать, почему вы реагируете именно так. Может быть, наши с вами мнения по этому вопросу действительно расходятся. Что ж, с этим нам придется смириться – вам и мне. Но присмотритесь, может быть, что-то в моих словах задевает вас за живое. Не исключено, что зерно перемен таится именно здесь. Конечно, согласиться, что вам нужно изменить себя, не так легко.