При стрессе наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» – уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта – позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившем впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всём мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.
Влияние негативных эмоций на организм человека
В середине ХХ века в работах одного из пионеров телесно-ориентированной психотерапии, Ф. М. Александера, было убедительно доказано: затяжные, стереотипно повторяющиеся негативные эмоции не ограничиваются только психологическими проявлениями, а приводят к развитию специфических телесных расстройств. Последние проявляются в тех системах организма, с которыми данные эмоции имеют «сродство». Так, чувство гнева приводит к формированию сердечнососудистых заболеваний, а чувство зависимости – к формированию заболеваний пищеварительной системы. Тогда же был описан и физиологический механизм подобных нарушений, связанный с нарушением тонуса вегетативной нервной системы, контролирующей деятельность внутренних органов, её симпатического либо парасимпатического отделов.
По мнению того же Александера, повышение симпатического тонуса характерно для гипертонической болезни, заболеваний суставов и заболеваний эндокринных органов (сахарный диабет, повышенная функция щитовидной железы). К тому же выводу пришёл В. Райх, который связывал с симпатикотонией также и заболевания кишечника. Эмоционально-опосредованное повышение парасимпатического тонуса лежит в основе таких болезней, как бронхиальная астма и язвенная болезнь желудка.
В центральной нервной системе происходит непрерывный приём информации о состоянии периферии, в том числе и скелетной мускулатуры. Вся скелетная мускулатура имеет своё «представительство» в определённых участках головного мозга. Хроническое закрепощение тех или иных групп мышц создаёт очаги застойного возбуждения в соответствующих конгломератах нейронов. Постоянное возбуждение нейронов приводит к их истощению, дисфункции и нарушению взаимодействия с соседними структурами (лимбическая система, участвующая в формировании эмоций, гипоталамогипофизная и вегетативная нервная система, регулирующая работу внутренних органов). Ясно, что такая нервная система вряд ли может эффективно служить гармоничному и адекватному человеку.
Изменения в работе нервной системы, и в первую очередь эмоциональная напряжённость, приводят к неконтролируемым мышечным зажимам. Создаётся ситуация, известная в патофизиологии как патологический замкнутый круг – центральная нервная система напрягает скелетную мускулатуру, а та в свою очередь ещё больше напрягает центральную нервную систему. Расхожее выражение «зажатый человек» очень точно характеризует субъекта с букетом внутренних проблем: мышечная скованность, зажатость плечевого пояса, голова, «ушедшая в плечи»…
Во всех случаях патологически замкнутых кругов, компонентом которых является чрезмерный мышечный тонус, один из наиболее реальных и эффективных способов разорвать порочный круг – расслабить скелетную мускулатуру, добившись тем самым позитивных изменений в сопредельных физиологических системах.
Виды стрессов
Стресс может быть эпизодическим и хроническим; информационным и эмоциональным; конструктивным и деструктивным. Изначально Селье рассматривал стресс исключительно как разрушительное, негативное явление, но позже он писал: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования… С точки зрения стрессовой реакции не имеет значения, приятна или неприятна ситуация, с которой мы столкнулись. Имеет значение лишь интенсивность потребности в перестройке или в адаптации» (Селье Г. Стресс жизни. 1979).