Ознакомительная версия. Доступно 17 страниц из 85
История создания работы
В рамках работы по поведению человека в течение некоторого времени были систематизированы наиболее эффективные стратегии поведения и воздействия на людей в различных областях человеческой деятельности. Благодаря появлению современных информационных систем, в частности Интернета, развитию контактов Запада и Востока, автор узнал о том, что в Древнем Китае несколько тысяч лет назад были систематизированы стратегии, применяемые в политике и военном искусстве. Такие стратегии в русском языке получили название «стратагемы».
Термин «стратагема» имеет европейское происхождение, его возникновение связывают с древнегреческим словом strategema, служащим для обозначения военного дела и военных хитростей.
В настоящее время термин «стратагема» может быть использован в нескольких значениях. В прикладном варианте он обозначает военную хитрость, уловку в политической, экономической, преступной деятельности, частной жизни. В данной работе этот термин используется в гораздо более широком смысле.
Стратагемы рассматриваются нами не только как уловки или алгоритмы для достижения поставленных целей. Стратагемы, в нашем значении, не просто дают рецепты возможных действий. Они определяют то поле, на котором ты находишься, те моральные и социальные нормы, которым ты следуешь или которыми ты пренебрегаешь, в некоторых случаях путь, по которому ты следуешь.
Китайские стратагемы традиционно признают единственный критерий истинности – эффективность твоих действий в борьбе за власть и ресурсы. Для них не существует понятий нравственности, духовности, морали как необходимых элементов твоей личности или деятельности. Существует единственное мерило измерения – эффективность. Нет друзей и союзников, все – враги. Некоторые враги – явные, некоторые – тайные или потенциальные. Общий принцип китайских стратагем – «цель оправдывает средства». Подобная практика была выработана в условиях бесконечных войн, когда вопросы этики и морали стояли далеко не на первом месте. На первом месте стоял вопрос о выживании. Выжить можно было, экономя и приумножая собственные ресурсы, заключая выгодные союзы, покоряя более слабых, избегая войн с более сильными. В классическом китайском варианте оказалось 36 стратагем. Но с момента создания китайских стратагем мир изменился. Появились новые стратегии, шаблоны поведения, многие из них не вписываются в практику Древнего Китая. Мир стал другим, более гибким и стабильным. Явная или скрытая агрессия не является обязательным элементом ежедневной практики простого человека, политика или бизнесмена. Количество известных миру и автору стратагем значительно больше 36. Стратагемы не представляют собой исключительно китайское явление.
Опосредованные способы воздействия, неявное манипулирование чужим поведением применялись политиками и правителями независимо друг от друга во все времена и у всех народов. Для реализации необходимо иметь инструмент – централизованную власть во главе с дееспособным лидером.
Наличие системы стратагем не спасло Китай от нашествия кочевых племён, татаро-монгольского ига и долгих лет полуколониального существования. В России в 1917 году Николай II располагал всем необходимым для удержания стабильного положения внутри страны: человеческими и материальными ресурсами, кадровой армией и подготовленным офицерским корпусом. Его офицеры и штабы не уступали противнику в знании своего предмета, в частности, применении стратагем в военном деле. Но личная неготовность царя к решению сложных задач, его психологическая неустойчивость привели к тому, что Россия оказалась в глубочайшем кризисе, который закончился двумя революциями. Похожая ситуация сложилась в 1991 году. Первый президент СССР располагал всем необходимым для дальнейшего планомерного проведения реформ. В его распоряжении были необходимые дееспособная промышленность и наука, кадры экономистов, учёных, офицеров. Они могли и спланировать, и направить движение страны по направлению, обеспечивающему стабильность и прогресс. Все условия для этого существовали.
В 1976 году Китай начал политику экономических реформ, имея несравненно худшие стартовые условия, но гораздо более разумного и сильного лидера.
В конце 90-х годов автор, проживая в Москве, имел счастливую возможность работать вместе с одним из людей, входящих в элиту советских спецслужб. Таким человеком был генерал-лейтенант КГБ Сторожев Юрий Васильевич, в недалёком прошлом начальник одного из Главных управлений КГБ СССР. Формально Юрий Васильевич являлся моим заместителем, реально он был учителем и наставником. Кроме того, автор имел возможность общаться с коллегой Сторожева, так же, как и он в прошлом, начальником одного из Главков КГБ СССР, – Воротниковым Валерием Павловичем. Вероятно, они оба ничего не знали о существовании 36 китайских стратагем, но успешно использовали в своей деятельности аналогичные стратегии и являлись не только эффективными организаторами и практиками, но и аналитиками. Многие варианты стратегических решений, приведённые в данной работе, стали известны автору благодаря именно Сторожеву Ю. В. и Воротникову В. П.
Рядом с Воротниковым Валерием Павловичем находились не менее достойные офицеры, известные автору, – Анатолий Сафонов, Юрий Чиханчин, Анатолий Ковригин, Сергей Мутовин, Сергей Коряков, Сергей Клименков. По-разному сложилась их дальнейшая судьба, но все они остались верны Отечеству и офицерскому долгу.
Один из самых блистательных офицеров России Примаков Евгений Максимович спас в 1991 году от уничтожения Службу внешней разведки, в 1998 году после дефолта возглавил Правительство Российской Федерации и удержал страну на краю экономической и политической пропасти.
Ознакомительная версия. Доступно 17 страниц из 85