Серия «Альтер-фабрина» представляет другой, то есть альтернативный привычному, взгляд на экономику, бизнес, управление.
Мы живем, работаем, принимаем решения в мире, который часто и скорее по привычке называют то капитализмом, то постиндустриальным обществом, то цифровой цивилизацией.
Но этот мир подвижнее, изменчивее и многообразнее стандартных определений. В этом мире безостановочно возникает и конкурирует множество вариантов экономической системы, общественного устройства, культурного кода.
Это мир альтернатив. В нем товары, технологии, идеи создают пространство выбора. И выбор здесь не пассивное выражение согласия или предпочтения. Выбор – это творческое решение. Выбор другого варианта, отличного от привычного, – это способ создать перспективный ресурс, технологию, бизнес-модель, стиль жизни.
Миссия серии «Альтер-фабрика» – продуцировать идеи, расширяющие концептуальное пространство выбора и легко превращающие символический ресурс альтернативного видения в реальный ресурс оригинальных бизнес-решений.
В серию войдут работы практикующих предпринимателей, менеджеров, бизнес-консультантов, чьи решения опираются на альтернативное видение рынков, организаций, бизнес-процессов.
Также в рамках серии будут публиковаться книги ученых, чье альтернативное видение современной экономики нашло международное признание и создает актуальную перспективу выработки инновационных моделей и технологий производства, потребления, организации и управления.
Введение
Мы живем в удобном мире, который практически полностью подчинен нашим прихотям и желаниям. Так было не всегда. Но мы твердо уверены, что в будущем жизнь станет еще более интересной, приятной и совершенной. А чтобы понять, насколько, следует обернуться назад и вспомнить, какие феноменальные открытия и изобретения вошли в нашу жизнь за последние несколько веков.
Особенно сильно на привычную нам реальность повлияли люди, которые не только двигали научно-технический прогресс, но и максимально популяризировали свои достижения – строили на них бизнес и зарабатывали деньги.
Когда-то люди жили в домах, высота которых не превышала пяти этажей, потому что подниматься выше пешком было тяжело. Когда-то эти дома освещали свечами, масляными или газовыми лампами, которые коптили и были огнеопасны. Когда-то продукты летом хранили только те, кто зимой натаскал в погреб льда. Когда-то люди общались на расстоянии только письмами, которые шли из Европы в Америку месяц. Когда-то единственным личным транспортом был конный.
Сегодня мы поднимаемся в лифтах, города освещены электрическими лампочками и соединены друг с другом телефонной связью, в них ездят трамваи и троллейбусы. Мы отправляемся на автомобилях куда захотим, за несколько часов преодолеваем тысячи километров на самолетах и вертолетах, фотографируем замечательные моменты жизни, слушаем музыку, рисуем карандашами.
Первая и вторая промышленные революции, развитие индустриального общества и научно-техническая революция, положившая начало формированию постиндустриального общества, – все эти эпохальные события случились буквально за два века. Мы с вами становимся свидетелями зарождения информационного общества – очередного этапа развития цивилизации, который обусловлен прогрессом в сфере компьютерных технологий и информационных услуг. А если смотреть на этот прогресс глобально, то самое сильное влияние на него оказывают даже не изобретатели современных технологий, а бизнесмены, которые создают на основе этих технологий новые рынки товаров и услуг, то есть делают изобретения доступными самым широким кругам общества.
Томас Эдисон
1093 патента, полученных за изобретения, – это ли не весомая причина, чтобы назвать Томаса Эдисона величайшим изобретателем всех времен и народов! Более того, Эдисон сумел извлечь из своих открытий немалую прибыль.
Он родился 11 февраля 1847 года в портовом городе Майлан, штат Огайо. Был седьмым ребенком в семье и до четырех лет не разговаривал. Но когда начал говорить, остановить его было сложно: каждому встречному он задавал вопросы о том, как, что и зачем работает. Если взрослый отвечал, что не знает, маленький Том удивленно смотрел ему в глаза и произносил: «Почему?»
В 1854 году семья Эдисонов переехала в не менее оживленный город Порт-Гурон, штат Мичиган.
Когда Тому было семь лет, он целых двенадцать недель посещал школу, где в одной классной комнате занимались сразу 38 учеников разных возрастов. Ребенок настолько утомил всех своими расспросами, что мать забрала его домой и решила самостоятельно дать сыну образование – ведь она была учителем.
Всем наукам Том предпочитал историю и литературу. Из-за любви к пьесам Шекспира он едва не стал актером, однако высокий голос и робость перед зрителями взяли верх.
К 11 годам его пытливый ум требовал все больше и больше знаний, поэтому родители привели его в местную библиотеку, – так умение самообразовываться сыграло важную роль в карьере будущего изобретателя. При всей любви к чтению Том был не особо разборчив, он брал с нижней полни первую попавшуюся книгу, прочитывал ее, хватался за рядом стоящую и доходил до самого верха, пока не прочитывал всю книжную полку.
Томас Эдисон в лаборатории
К 12 годам Том стал задавать родителям вопросы, связанные с физикой и химией, и на семейном совете приняли решение нанять для него частного преподавателя. Однако Том не был доволен обучением – всю жизнь он критично относился к разным научным теориям, что помогло ему при изобретении многих устройств.
В 12 лет Томас начал работать на железной дороге, продавая в поезде, курсировавшем между Порт-Гуроном и Детройтом, газеты, сладости и яблоки.
Когда ему исполнилось 14 лет, во время предвоенных дебатов между Линкольном и Дугласом ему пришла идея, которую он тут же воплотил: прямо во время движения поезда стал печатать маленькую газету, где публиковал содержание дебатов. «Большой железнодорожный вестник» стал популярным среди пассажиров поезда и приносил Тому ежедневно около 10 долларов, которые он тратил на оснащение своей химической лаборатории, которая была тут же, в поезде.
Во время одного из химических опытов случился пожар, который перекинулся на багажное отделение.
Кондуктор так сильно ударил Тома по голове, что парень оказался полностью глухим на левое ухо и частично на правое. Впоследствии, когда у Эдисона было достаточно средств на операцию по восстановлению слуха, он отказывался, будучи уверенным, что не сможет приспособиться к мышлению в шумном мире.