ПРЕДИСЛОВИЕ
Книга врача-психотерапевта кандидата медицинских наук Елены Александровны Зуевой «Нить Ариадны» являет собой яркий пример «новой» психотерапевтической литературы. Объединяя в себе достоинства профессионального текста и литературного произведения, она, с одной стороны, обещает стать событием для практикующих психотерапевтов и психологов-консультантов, а также студентов соответствующих специальностей, с другой – будет интересна всем тем, кому не безразличны запутанные лабиринты собственных душевных исканий. Таким образом, настоящая книга неизбежно найдет своего как узкоспециализированного, так и массового читателя.
Структура настоящей книги соответствует ее названию. Вводя читателя в темные и пугающие миры телесного и психического, автор, разматывая постепенно нить своего повествования, позволяет читателю встретиться один на один со своими страхами, освещая их, с одной стороны, иррациональную природу, с другой, парадоксально свойственные страхам пользу и смысл.
Тайная жизнь влечений, обретающая смысл в любви – сколь великом, столь и сложном чувстве, балансирующем между неоправданной жертвенностью, зависимостью, импровизацией и свободой, – пройдя через горнила семьи, несущей на себе не всегда благоприятный оттиск как прошлого (генеалогия супругов), так и будущего (рождение детей), порождает потребность в изменении. Как и благодаря чему эти изменения оказываются возможными, посвящена заключительная часть книги.
Цель автора настоящей книги также удачно ассоциируется с ее названием. Пещера Минотавра – непознанное в себе и потому пугающее, нить Ариадны – способ поиска выхода, компас, факел и карта, Тесей – то героическое в каждом, что позволяет отправиться на поиски, невзирая на страх.
Живой язык книги, образность и метафоричность, свойственные автору, тем не менее позволяют Елене Зуевой оставаться на твердой научной почве. Примеры из клинической практики, органично вплетающиеся в текст, удачно иллюстрирующие и дополняющие размышления автора, даже если читать «отдельно», «случайно» открыв книгу на n-ной странице, неизбежно будут «цеплять» как профессионала-психотерапевта, имеющего возможность наблюдать филигранную работу в системе «психотерапевт—клиент», так и простого читателя, которого непременно заинтересует жизненность и узнаваемость описанного.
Проректор Института психоанализа Отто Феничела (Берн, Швейцария), член Правления Русского психоаналитического общества, Ph.D.
Попов Александр Георгиевич
ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА
Древний герой ниточку ту
Крепко держал:
И слепоту, и немоту –
Все испытал;
И духоту, и черноту
Жадно глотал.
И долго руками одну пустоту
Парень хватал…
Древним затея их удалась –
Ну и дела! –
Нитка Любви не порвалась,
Не подвела!
В. Высоцкий
Название книги не случайно. Со времен Древней Греции это понятие (нить Ариадны) означает средство или руководство, позволяющее выйти из затруднительной ситуации, подсказку для решения запутанной задачи. Всем, конечно, известен древнегреческий миф, согласно которому дочь критского царя красавица Ариадна, полюбившая героя Тесея, одарила его путеводной нитью. Тесей убил чудовище-людоеда Минотавра, жившего в лабиринте, из которого никто не выходил живым, и с помощью нити, прикрепленной к выходу, сумел без потерь выбраться из страшного лабиринта.
У каждого из нас в жизни были моменты, когда мы искали путеводную нить. Это происходило по разным причинам: неурядицы в семье или на работе, нарушение взаимоотношений, потери, трудности личностного или профессионального роста, кризисы, конфликты, болезни – ситуации, вызывавшие сильные чувства и оставившие глубокий след в душе. И как следствие – снижение настроения, слезы, нарушение аппетита, бессонница, головные боли. Многие ситуации в жизни остаются незавершенными, непрожитыми, будто замершими. Они не продолжаются, но и не уходят, зияют как открытые раны. Иногда неизвестно, как их завершить, и неизвестно, как продолжить. Идя по жизни, набираясь опыта, знаний и мудрости, мы все меньше попадаем в ловушки, обретаем уверенность, самостоятельность и свободу. Однако иногда проблема кажется столь запутанной, что появляется необходимость обратиться за помощью к книгам, друзьям, психотерапевту.
Психотерапия – наука давняя. Работает она с самой тонкой, совсем нематериальной, практически эфемерной субстанцией человека – его психикой. А изменения происходят на уровне материальном: успокаиваются страсти, уходят симптомы, разрешаются застарелые конфликты, появляются функционально эффективные и зрелые решения, реализуются творческие намерения. Древние тексты учат: все, что происходит с материальными системами (в нашем теле или в нашей жизни), есть следствие трансформации системы на порядок выше – психики, не осязаемой, но ощущаемой. Современные ученые-нейролингвисты утверждают, что, меняя (трансформируя) способы своего мышления и описания действительности, мы меняем и саму действительность.
Известное библейское выражение «Вначале было слово… и Слово было Бог…» содержит в себе в концентрированном виде основной принцип психотерапевтического воздействия – с помощью слова, наделенного статусом могущественного, мощного, активного, разумного начала. Перевод слова «психология» с греческого буквально означает «душесловие» (psycho – душа, logia – слово, речь, наука) – обращение к психике, к ее ресурсам для того, чтобы помочь человеку найти ответы на важные для него вопросы.
«Чего бы ни добивался психоанализ, среда у него одна – речь…» Эти слова принадлежат одному из классиков психоанализа Жаку Локану. Различные трансформации, повторения, приемы выразительности, способы защиты в той же степени содержатся в языке и тексте, как и в сознании. Цель психотерапии – выйти через анализ сознательного, снов, оговорок, импульсивных действий к бессознательному – базису человеческой психики. Психотерапевт-аналитик помогает человеку очистить территорию сознательного текста (представителя бессознательного поля психики), а значит и канву своей жизни от артефактов, повторов, наслоений, то есть от лингвистического мусора. Ясность на уровне речи проясняет жизнь. Происходит переосмысление ситуации, фразы, отношений, допереживание непрожитого, продолжение начатого, завершение незавершенного.
По мере того как человек все свободнее и свободнее говорит о значимых ситуациях, эмоциональных переживаниях, все свободнее выражает свои чувства, избыточная эмоциональная заряженность гаснет, высвобождается большое количество жизненной энергии.