Введение. Где они, счастливые люди?
Недавно мы с женой обедали вместе с Кларком, нашим давним другом. Кларк — хирург, восходящее светило медицины, приятный в общении и привлекательный мужчина, к тому же весьма состоятельный. Но вот уже скоро двадцать лет как Кларк не может найти себе спутницу жизни. Мы с женой убеждены, что для большинства женщин наш друг — просто клад. За обедом я спросил у него, почему он все–таки до сих пор не женился. Его ответ меня поразил.
Кларк сказал, что не раз начинал ухаживать за женщинами, но все его романы заканчивались одинаково: «Все женщины, с которыми я встречался, тащили за собой огромный воз негатива».
Кларк по натуре человек веселый, он любит получать от жизни удовольствие. Но всякий раз он находил подруг, жизнь которых была отравлена тяжелыми чувствами. Обида и горечь (часто после развода), тревога и страх, связанные с прошлым опытом, депрессия, уныние и отчаяние — вот груз, который несли с собой избранницы Кларка. Он поведал нам о паре своих романов, а потом, взявшись за голову, проворчал густым басом: «Неужели в мире не осталось счастливых людей?»
Хороший вопрос. Правильный.
Вернувшись домой, мы с Мэри решили вспомнить людей, которых могли бы назвать по–настоящему счастливыми. Наш список оказался весьма скудным.
Ежегодно американцы потребляют тысячи тонн транквилизаторов, барбитуратов, амфетаминов и аспирина. И это лишь верхушка айсберга, состоящего из лекарственных препаратов, алкоголя, никотина и других психоактивных веществ (в том числе, с наркотическим действием), которые люди используют, чтобы справится с тяжелыми чувствами и стрессами.
К сожалению, ни эти препараты, ни новейшие методы лечения не способны противостоять волне соматических заболеваний. Исследования показывают, что почти все наши болезни являются следствием разрушительных эмоций, которые господствуют в современной культуре. Несмотря на многолетние труды ученых и практикующих медиков, сердечнососудистые недуги, гипертония, инсульты, злокачественные опухоли, язвы желудочно–кишечного тракта, кожные заболевания и головные боли непонятного происхождения получают все большее распространение. В целом мы очень мало продвинулись в понимании причин и в предотвращении такого рода заболеваний.
Распаковываем непосильный груз
Много лет я работаю с людьми (их число измеряется тысячами), которым поставлен смертельный диагноз – например, рак на последней стадии. Среди моих пациентов есть и те, кто перенес обширный инфаркт. Нередко врачи предрекали им всего три–шесть месяцев жизни. Для многих моих пациентов именно страшный диагноз стал сигналом, что нужно обратить внимание не только на свое здоровье, но и на эмоциональное состояние, а также на взаимоотношения.
Первым делом все эти люди прекратили тратить время и силы на массу, казалось бы, важных, но в действительности не имеющих существенного значения проблем. Они отдались тому, что было им необходимо на самом деле — вере в Бога, любви в семье, прощению, — и стали посвящать свое время непреходящим ценностям, которые дарят сердцу подлинный мир и радость. Смертельный приговор часто заставляет произвести переоценку ценностей.
Но почему нужно обязательно пострадать, прежде чем взыскать истинного душевного здоровья и мира? Должен же быть и другой путь!
Беседы с пациентами помогли мне увидеть, что большинство из нас смотрит на жизнь приблизительно так же, как на катание на американских горках. Жизнь полна поворотов и неожиданных виражей. И люди не живут, а реагируют. Вот мы пристегнулись ремнями и с неумолимой предопределенностью мчимся то вверх, то вниз, испытывая попеременно то леденящий страх, то пламенный восторг. Только держись! Мы даже не догадываемся, какому стрессу подвергаем свой организм — желудок закручивается в тугой узел, шея напрягается. Чем дольше поездка, тем привычнее воспринимается ком в желудке и одеревеневшая шея. Так и в жизни. Человек, который воспринимает жизнь, как неизбежную череду стрессов — вниз–вверх, страх–восторг — постепенно привыкает снимать боль в желудке какими–нибудь патентованными таблетками, а перенапряжение — антидепрессантами. Чем дольше он живет в таком ритме, тем устойчивее привычка. А в результате негативные чувства — разочарование, вина, стыд, боль, тревога, страх, гнев, горечь, обида и все углубляющееся уныние — кажутся уже нормальным состоянием.
Люди как будто забыли, что можно строить жизнь совсем по–другому. Они вспоминают об этом лишь в кабинете врача, когда доктор, отводя глаза, сообщает, что жить им осталось совсем немного.
Не знаю, как у вас, но у меня, когда я схожу с американских горок, дрожат колени. Особенно если я покатался на современном высокоскоростном атфакционе со множеством петель и участком свободного падения. Эта забава дает нешуточную встряску всему организму.
Эмоциональные взлеты и падения тоже вызывают дрожь в коленях, ощущение неуверенности и зыбкости. Человек чувствует себя слабым, измученным. Он не способен на полную отдачу. Эмоциональные «горки» истощают человека не только физически, но и психологически, высасывая все соки из души и тела.
А вот о чем свидетельствуют умножающиеся с каждым годом научные данные:
• Тело и душа взаимосвязаны. Эмоциональное состояние способно определять физическое самочувствие.
• Чувства стимулируют выброс гормонов. Длительный гормональный дисбаланс, в свою очередь, способен привести к возникновению определенных заболеваний.
• Ученые напрямую связывают негативный эмоциональный статус с развитием гипертонии и сердечно–сосудистых заболеваний, а также с нарушениями иммунитета. Есть данные, убедительно доказывающие, что инфекционные и аутоиммунные заболевания, а так же аллергические реакции во многом обусловлены эмоциональным состоянием человека.
• Исследования показали, что депрессия часто ведет к развитию онкологических и сердечных болезней. А тревога и страх вызывают учащенное сердцебиение, пролапс митрального клапана[1], синдром раздраженного кишечника, головные боли напряжения[2]и другие недуги.