ПрологТеперь пойди, начертай это на доске у них, и впиши это в книгу, чтоб осталось на будущее время, навсегда, навеки.
Книга Пророка Исаии 30:8
Святой Камбер
Камбер Кулдский
Благородный граф дерини
Знаменитый ученый
Патрон магии дерини
Defenser Hominum
Защитник человечества
Камбер…
Во время правления Келсона I Камбер стал легендой. Его в разные периоды печатали, проклинали, боялись.
Но что это был за человек? Каким он был до того, как стал святым и демоном?
Был ли он, как указывают легенды, главным виновником тех ужасов и жестокостей, которые обычно ассоциируются в памяти народной с периодом царствования дерини?
Живым воплощением зла? А может, это был совсем другой человек, который стал легендой при жизни, святым после смерти, и чье имя стало бранным словом для следующих поколений?
Так кто же он был – Камбер Кулдский?..
Исторические хроники дерини, которые сохранились до эпохи правления Келсона, говорят, что Камбер Мак-Рори больше, чем кто-либо другой, ответственен за крушение династии Фестилов.
Это он и его дети и ученики в те времена хаоса открыли, что могущество дерини может быть передано некоторым людям.
В 904 году на троне Гвинедда снова воцарился род Халдейнов.
После этого в течение десяти лет люди и дерини жили в полном согласии.
Через год после своей смерти Камбер был причислен к лику святых за выдающиеся заслуги перед человечеством. Это тоже известно доподлинно. Как для людей, так и для дерини он стал святым Камбером, патроном магии дерини, защитником человечества. В те времена благодарный народ не мог найти более высокой награды тому, кто избавил его от ненавистного ига Фестилов. После его смерти церкви и монастыри боролись за право носить его имя.
Мысленная техника, доведенная до совершенства Камбером и Целителем Рисом Турином, преподавалась в школах дерини во всех Одиннадцати Королевствах. Семья и ученики Камбера продолжали способствовать укреплению власти короля Халдейна, и они же основали Совет Камбера, который функционировал даже во времена Келсона.
Но человеческая память коротка и избирательна, а память королей и того короче. Дерини все еще занимали большинство высоких постов в государстве, а это казалось кощунством по отношению к тем, кто пострадал во времена правления жестоких Фестилов. Люди помнили, что они были рабами в могущественных руках дерини, но зато забыли, что спасение от рабства им принесли тоже дерини.
В стране возникло враждебное отношение к дерини, и это достигло кульминации в 917 году, в год смерти короля Синила. Вспыхнул жестокий погром, в результате которого погибли почти две трети всех дерини Гвинедда.
Тысячи погибли от мечей, в огне, в петле. Они пострадали за зло, совершенное Фестилами. Оставшиеся в живых дерини вынуждены были скрываться, отрекаясь от своих имен и могущества. Лишь немногие нашли защиту и покровительство знатных могущественных людей, которые еще помнили, как все было на самом деле.
Вплоть до 1121 года – года войны между Гвинеддом и Торентом – быть и называться дерини было нелегко и небезопасно.
Совершенно естественно, что во времена гонений дерини в первую очередь пострадал Камбер. Он был вычеркнут из списков святых.
В 917 году епископский Совет по требованию сына и наследника короля Синила Элроя отменил святость Камбера и запретил упоминать его имя. Воинствующая церковь, подстрекаемая многочисленными религиозными фанатиками, предала анафеме всякую магию, объявила колдовство дерини самой страшной ересью и запретила потомкам дерини вступать в сан священника и занимать посты в церковной иерархии. Как гражданам дерини было запрещено иметь собственность, запрещено занимать государственные посты, жениться и получать наследство без разрешения их господина.
Такая политика по отношению к дерини проводилась почти двести лет.
Что касается самого Камбера, то письменные источники были уничтожены или утеряны, устные рассказы, передаваемые из поколения в поколение, исказились, и с течением лет жизнеописание Камбера превратилось в дикую смесь фактов, легенд и самой беззастенчивой лжи. И все же Камбер Кулдский оставался в памяти людей.
Могущество дерини в те далекие времена было больше наукой, чем магией, каковой оно стало во времена Келсона.
Это было время, когда некоторые особо одаренные дерини научились исцелять всяческие недуги, далеко продвинулись в изучении болезней, но впоследствии этот дар был утерян.
Это было время, когда Порталы были основным средством сообщения между Одиннадцатью Королевствами, хотя создание их требовало больших затрат времени и энергии.
Это было время, когда считывание мыслей было распространенным средством общения между дерини.
Это было время расцвета зодчества, когда строились великолепные замки, дворцы и монастыри, и техника их строительства оставалась загадкой для зодчих времен Келсона.
Это было время бурного расцвета наук, и многие школы при монастырях выпускали блестящих ученых как в области богословия, так и в области светских наук.
И все же это было время захвата династии Фестилов, королей-дерини, хотя тогда об этом еще никто не догадывался.
И в этот мир пятьдесят семь лет назад пришел лорд Камбер Мак-Рори, третий сын графа Кулдского и позднее седьмой граф.
Блестящий ученый, как утверждают легенды, обожаемый муж и отец, хотя легенды об этом и не упоминают, он был преданным слугой королей Фестилов, но не стал им для нового короля Фестила Имра. Камбер видел тенденцию к упадку династии еще во времена царствования отца молодого короля – Блэйна и понял, что он не будет служить Имру.
Удалившись в свой замок Кэррори близ Валорета, Камбер занимался науками, воспитывал детей и внуков и со стороны наблюдал за изменениями, происходящими в государстве. Он был возмущен, но не удивлен первым эдиктом Имра, выпущенным королем вскоре после коронации.
«Мы, Имр, сын Блэйна, сын Дома Фестилов, милостью Божьей король Гвинедда, лорд Меары и Мурина, приказываем:
К середине будущего лета все подданные мужского рода, достигшие возраста четырнадцати лет, должны уплатить в нашу королевскую казну в Валорете денежный налог в размере одной шестой стоимости всех владений и земельных угодий.
Эти деньги пойдут на возведение новой столицы государства в Найфорде. Налог должны уплатить все без исключения – священник или светский человек.