Константин Васильевич Кудряшов
Половецкая степь
Предисловие
Предлагаемая работа проф. К. В. Кудряшова касается исторической географии причерноморских степей. Здесь сообщаются подробные сведения о Половецкой земле. В конце XI и в XII в. половцы занимали пространство между Дунаем и Яиком (Уралом), а также степи Предкавказья. Устанавливаются границы между русскими и половецкими владениями в XII веке.
Путем анализа «Хождения» Пимена по Дону в 1389 г. автор разрешает спорный вопрос о положении хазарского города Саркела («белый дом», «белая вежа» летописей), построенного в 834 г.: он находился на Дону пониже устья р. Иловли, в районе станицы Трехостровянской, близ которой есть речка Сакарка (испорченное Саркелка?).
Каким путем шел в 1185 г. князь Игорь Северский со своим войском из Новгород-Северского на юго-восток, в половецкую землю, об этом существуют разные мнения. На основании тщательного рассмотрения источников, с привлечением подробных географических карт, К. В. Кудряшов дает новое освещение этому вопросу, одинаково важному и для истории, и для географии. Он предлагает новый, и безусловно верный вариант пути Игоря: войско шло между Северским Донцом и его притоком Осколом; у Изюма пересекли Северский Донец, а затем направились к месту, где ныне расположен Славянск. Здесь, как с точностью показывает К. В. Кудряшов, и произошло несчастное для Игоря сражение с половцами.
Во время похода 1103 г. русские князья дошли по Половецкой земле до Сутени. Автор устанавливает, что Сутень — это река Молочная, впадающая в Азовское море (на ней г. Мелитополь). Сют на тюркских языках значит «молоко».
Эти и другие изыскания К. В. Кудряшова, излагаемые в данной книге, представляют большой интерес и для географа и для историка.
Работы автора в целом представляют оригинальный научный труд по исторической географии, основанный на длительном изучении разнообразных источников и тщательной обработке научных данных.
Л. Берг
От автора
Вековая борьба русского государства с кочевниками причерноморских степей оставила глубокий след как в летописном рассказе, так и в былинном эпосе. Изучение истории этой борьбы имеет давнюю традицию в нашей исторической литературе. Этой героической странице нашего прошлого и посвящено настоящее исследование.
Основным источником для историко-географического описания Половецкой степи служат русские летописи, «Книга Большого Чертежа» и русские карты XVII–XVIII вв. Отдельные сведения на указанную тему содержат «Акты Московского государства», «Материалы по истории колонизации степной окраины Московского государства», также «Труды» археологических съездов и проч. Специальная литература касается интересующего нас вопроса мало. В кратком очерке Н. Аристова «О земле Половецкой» прослеживается направление двух русских походов в степь (1111 и 1185 гг.). В капитальном труде Бруна «Черноморье» изучается причерноморская степь главным образом античного времени. Голубовский в своем исследовании «Печенеги, торки, половцы» историко-географических вопросов касается редко. Более подробно эти вопросы освещены в работе Ляскоронского «Русские походы в степи», но относятся они преимущественно не к степному району, а к Приднепровью. В советской литературе вопросы исторической географии наших степей VIII–X вв. косвенно затрагиваются в работах М.И. Артамонова (например, «Очерки истории хазар») и др.
До настоящего времени Половецкая степь в историко-географическом отношении все еще остается мало освещенной. Границы Половецкой земли, географическое размещение центров половецких кочевий, пути, связывающие Киевскую Русь с Половецкой землей и Черноморьем, места великих битв русских с половцами, — все эти вопросы выяснены еще недостаточно. Мы до сих пор не имеем точного представления о местонахождении хазарского города Саркела. Неизвестно, где стояли в глубине Половецкой земли города Шарукань и Сугров, до которых дошел в своем замечательном походе Владимир Мономах в 1111 г.; точно так же историко-географическая сторона похода Игоря Северского в 1185 г., направление Солоного и Залозного пути в нашей исторической науке не выяснены и ждут своего исследователя.
Настоящая многолетняя работа состоит из девяти глав, рассматривающих один и тот же географический район, объединенных между собою историко-географическим методом исследования и внутренним содержанием.
В основном, исследование построено на изучении источников, наряду с которыми широко использована и значительная научная литература.
Первые семь глав посвящены разрешению отдельных вопросов, связанных с изучением причерноморских степей. Полученные результаты обобщены в восьмой главе, где дается общая историко-географическая характеристика Половецкой степи в XII в., выясняется русско-половецкая граница, географическое расположение центров половецких веж по летописным данным, направление походных путей, попутно дается географическое определение некоторых городов Руси XII в., которые не были до сих пор приурочены к карте. В приложениях рассмотрены две русские карты, дающие впервые подробное и притом оригинальное изображение района бывшей Половецкой земли.
В процессе научного развития русской исторической географии постепенно выработались требования, согласно которым в число основных ее источников включаются данные топонимики, истории, географии, этнографии и археологии. Если до конца прошлого века не было серьезной попытки использовать археологические данные для историко-географических построений, то это стало обязательным правилом с развитием советской археологии, достигшей в наши дни больших успехов.
В своей работе автор стремился расширить круг привлекаемых данных и применял метод комплексного исследования, сопоставляя не только данные языка, истории, археологии, географии, но там, где это возможно (например в очерке о Саркеле), используя также данные гидрологии, геологических карт и др.
В интересах методики в изложении настоящего труда перед читателем раскрыты исследовательские приемы, которые применялись автором для решения поставленных научных задач. Это можно заметить в очерках о Саркеле, «Слове о полку Игореве», Половецкой Сутени и других очерках.
Текст пояснен серией карт, где графически отображены новые выводы, заключенные в исследовании.
Как известно, историко-географические изыскания весьма трудоемки, требуют кропотливого труда, тщательных поисков, неоднократной проверки полученных данных, преодоления постоянно возникающих затруднений, вызываемых неясностью, недостаточностью или противоречивостью географических данных. С другой стороны с течением времени изменяется и топонимика названий и самый характер местности. Все это осложняет задачу историко-географического исследования. Указания на недочеты будут приняты автором с искренней признательностью.
Глава первая
Местоположение Саркела и «Хождение» Пимена по Дону в 1389 г.
Попытки выяснить местонахождение хазарского города Саркела предпринимались исследователями давно и неоднократно. Однако в результате этих разысканий решение задачи подвигалось вперед медленно, главным образом благодаря недостаточно ясным указаниям истопников. Первые и наиболее полные сведения о Саркеле дает византийский историк Константин Багрянородный в своем сочинении, написанном около середины X в. Согласно рассказу этого историка, хазары обратились к византийскому императору Феофилу с просьбой о построении для них крепости. Исполняя эту просьбу, Феофил направил к ним своего родственника Петрону, который, «прибыв в Херсонес, нашел там суда и, посадив людей на транспортные суда, отправился к тому