Михаил Бейлькин
Сексология в письмах
(Опыт психотерапии по интернету в сексологии)
"Сексология в письмах" – восьмая по счёту книга врача-сексолога Михаила Бейлькина, близкая к тем, что принесли ему известность ранее. Посвящённая половым расстройствам, их лечению и профилактике, она родственна "Секретам интимной жизни". Как и в "Сексе в кино и литературе", в ней рассматриваются психологические особенности людей искусства, отражённые в их творчестве. Обсуждаются в ней и проблемы людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. Это продолжение "Гордиева узла сексологии".
Вместе с тем "Сексология в письмах" – книга уникальная. Она – сплав многолетнего опыта консультирования и лечения по Интернету. В основе книги лежит переписка множества реальных людей с врачом, от которого ждут совета и помощи. Благодаря этой "хронике в письмах" читатель получает возможность заглянуть в чужие судьбы. По ходу обмена письмами перед ним раскрываются уникальные человеческие характеры и всевозможные обстоятельства, определившие расстройства половой функции у мужчин и женщин, у гомо- и гетеросексуалов. Перед читателем разыгрываются драмы сексуальной и семейной дисгармонии, создаются; рвутся любовные связи. И, наконец, как свет в конце тоннеля, вырисовывается путь выхода из тупика. Даже в том случае, если для решения проблемы абсолютно необходимо комплексное обследование и лечение корреспондента, обмен письмами, как в этом убедится читатель, оказывается весьма полезным.
Книга читается с интересом, но главное, вне зависимости от того, испытывает ли читатель затруднения в половой жизни или эти проблемы его не беспокоят, она оказывает на него профилактическое или психотерапевтическое воздействие.
Публикация адресована взрослому читателю. Отзывы и замечания по её поводу присылайте на сайт http://beylkin.ru/, а также по e-mail: [email protected]
Вместо введения. Насколько эффективна психотерапия по интернету в сексологии?
Как только появились персональные компьютеры, люди стали обращаться к врачам за помощью и советом по интернету. Уже в те далёкие годы на Западе разгорелся спор о плюсах и минусах такой психотерапии. Всё разнообразие мнений, в конце концов, сводилось к трём вариантам. Одни считали оказание психотерапевтической помощи по интернету миражом, химерой; лечить же пациента можно, по их мнению, лишь находясь с ним лицом к лицу. Другие полагали, что хотя помощь, оказываемая с помощью интернета, приемлема в качестве дополнительного лечебного метода, полностью заменить собою живое взаимодействие врача с больным она не способна. Третьи же находили такую терапию вполне эффективной и самодостаточной. Пока шли дебаты, из общей массы психотерапевтов выделились специалисты, творчески развившие возможности нового вида консультирования и лечения. К переписке по электронной почте они добавили групповую терапию с помощью чатов и видеоконференций. В 1995 году Леонард Холмс предложил платную помощь в рамках по интернету, причём численность его пациентов тут же многократно возросла.
Моё приобщение к оказанию помощи по интернету ничем не отличалось от обычного. После того, как я завёл свой сайт, ко мне стали обращаться люди с наболевшими проблемами и вопросами. Переписка по электронной почте и через гостевую книгу сайта разрасталась. С кем-то мы обменялись лишь одним–двумя письмами (этого было достаточно, чтобы оказать корреспондентам нужную помощь), но появились и постоянные клиенты, переписка с которыми растянулась на месяцы и даже годы. Постепенно терапия по интернету стала неотъемлемой частью моей повседневной практики.
До поры до времени я не размышлял об её особенностях в сексологии и не слишком задумывался о границах её безопасности. Всё казалось само собой разумеющимся: если в письме я мог дать исчерпывающий ответ, я давал его. Если же письмо настораживало, если в нём угадывались необычные переживания, порой вызывающие подозрение в наличии у корреспондента психического расстройства, в своих ответах я был максимально осторожен. Врач привычно верен главному медицинскому принципу: "Не вреди!" ("Noli nocere!"). И, разумеется, в подобных, увы, нередких случаях, я настойчиво советовал корреспонденту обратиться к врачу "вживую".
Так продолжалось до самого последнего времени, когда вопрос о психотерапевтическом потенциале интернет-терапии стал горячо обсуждаться и у нас в стране. Интернет же запестрел безответственными и даже опасными обещаниями. Кто-то, например, безответственно предлагал «"переориентировать" геев путем консультаций на методологической основе теории контролируемых запретов по интернету». Вот тут-то я и почувствовал острую необходимость разобраться в том, какое место в общей системе психотерапии принадлежит терапии по интернету и каковы её особенности в сексологии.
Для того чтобы суть проблемы стала понятной читателю в полной мере, я должен раскрыть некоторые тайны психотерапии. С этой целью погрузимся, не торопясь, в чтение чудесного рассказа писателя-фантаста Рея Брэдбери "Рубашка с тестами Роршаха". Он посвящён теме лечебной суггестии (внушения).
"В автобус вскочил человек лет семидесяти. Я посмотрел на него и от изумления открыл рот: да ведь это, клянусь всеми святыми, психиатр Брокау! Он высился, как явившийся народу бог, бородатый, благожелательный, величественный, весёлый, снисходительный, всепрощающий, возвещающий истину, наставляющий - отныне и навсегда... "
Рассказчик был поражён: он воочию повстречал своего коллегу, знаменитого психиатра, бесследно исчезнувшего за десять лет до описываемых событий. Никто не ведал, куда он подевался, и великий психиатр, находящийся в самом зените славы, окончательно стал легендой. И вот Брокау нежданно и негаданно материализовался в городском автобусе!
"Он был облачён в светлые шорты, в мексиканские сандалии из черной кожи и... рубашку! О боже, какая это была рубашка!
Буйство линий и красок и повсюду рассыпаны, как цветы, мифологические звери и символы, настоящий шедевр искусства с беспрерывно меняющимся рисунком!
Доктор Брокау, окинув взглядом автобус, медленно двинулся по проходу. То и дело он останавливался, поворачивался в одну сторону или в другую и каждый раз что-то говорил вполголоса - то какому-нибудь мужчине, то женщине.
- Ну, что ты на моей рубашке видишь?
Мальчика, к которому обратился доктор, рубашка ошеломила, как цирковая афиша - он растерянно моргал.
- Лошадей! - вырвалось наконец у него. - Танцующих лошадей!
- Молодец! - Доктор заулыбался, хлопнул его по плечу и пошёл по проходу дальше. - А вы, сэр?
Молодой человек, захваченный врасплох неожиданностью вопроса, ответил:
- Я? Облака, разумеется.
- Кучевые или дождевые?
- М-м... не грозовые, во всяком случае. Барашки-облака, как руно.
- Хорошо!
Психиатр сделал ещё шаг или два.
- А вы, мадемуазель?
- Вот волны, высокие-высокие. - И юная девушка вгляделась ещё пристальней. - А это доски для серфинга. Как здорово!
И так продолжалось дальше, и каждому его шагу сопутствовал смех, и смех этот становился всё заразительней и превратился наконец в общее веселье. Первые ответы слышало уже не меньше дюжины пассажиров, и игра захватила всех. Например, эта женщина увидела на рубашке небоскрёбы! Этот ребёнок увидел зебр в африканской саванне. А вон та старая женщина увидела полупрозрачных