О современной американской пропаганде
Введение
Полвека назад идеологи Запада как аксиому провозглашали буржуазную демократию, буржуазную философию, руководящую роль капитализма в развитии человечества. С победой Великой Октябрьской революции мир развивается по другим законам. Капитализм уже не в состоянии по своему усмотрению единолично определять ход мирового развития.
Полвека назад буржуазная пропаганда твердила, что принципы частной собственности и частного предпринимательства являются незыблемыми. Без них якобы немыслимо обновление общества. Теперь все видят, как Советский Союз, миллионы людей в других странах социализма построили общество без эксплуатации и угнетения.
Империализму не удалось изолировать народы от идей социализма. В этом состоит важный итог послевоенного мирового развития. Стена, которую воздвигали буржуазные идеологи, «чтобы оградиться, как карантином, от чумы, от большевизма», разваливается.
Мир капитала охвачен глубоким духовным кризисом. Он выражается в страхе империалистической буржуазии перед общественным развитием. Идеологи империализма с тревогой говорят о «революции в мыслях, охватившей сознание людей мира», хотят выработать срочные меры для сохранения и защиты принципов капитализма.
Империалистическая буржуазия возлагает на идеологическую борьбу особые надежды. Наряду с авантюрами в военно-политической области она пытается отвлечь внимание людей от основных социальных и политических проблем, стремится совершенствовать методы политической и идеологической борьбы против социалистического лагеря, мирового коммунистического и рабочего движения.
В условиях общего кризиса капитализма, усиления идеологической борьбы пропаганда стала рассматриваться как одно из важных средств политики империалистических кругов. По своему значению ее органы ставятся в один ряд с военно-политическими организациями буржуазного государства. Дипломаты, военные без пропаганды не мыслят проведения официальных доктрин. Повышение роли империалистической пропаганды является логическим следствием глубокого кризиса буржуазной идеологии.
За последние десятилетия многие в Америке стали со страхом смотреть в будущее. В исследованиях ученых, в статьях ведущих обозревателей проскальзывают нотки пессимизма, сомнения в возможности выдвинуть какие-либо позитивные идеи в защиту капитализма. Одни призывают для излечения американского общества, охваченного ложью, крючкотворством и мошенничеством, вообще отказаться от идеологии, вернуться к «золотому XIX веку», когда все вопросы решались на принципах личного успеха. Другие вытаскивают на свет сценарии термоядерной войны, запугивая людей смертоносным грибом.
История развенчала буржуазные идеи об обществе, о роли человека. Они противоречат прогрессу человечества. Вот почему, будучи не в состоянии ответить на вопросы современности, буржуазные идеологи пытаются увести людей в мир иллюзий, в кошмары термоядерной войны, наращивая кампанию антисоветизма, антикоммунизма. При американских университетах с помощью государства, промышленных корпораций и фирм возникли различные институты по изучению проблем «советизма и коммунизма». «Купленные умы» разрабатывают доктрины сокрушения коммунизма. Отсюда вышли теории «холодной и психологической войн», «сдерживания коммунизма» и т. д. Выпускники этих институтов читают «курсы коммунизма» в школах, колледжах и университетах США. За счет специальных фондов промышленников и филантропов содержатся более 80 антисоветских обществ и организаций типа «друзей русской свободы», которые объединяют ярых врагов коммунизма.
Расширяющееся влияние идей социализма, успехи стран социалистического содружества, углубление содержания антиимпериалистической и антиколониальной борьбы — все это заставляет американские правящие круги вносить коррективы в антикоммунистическую пропаганду, соотносить ее с новыми политическими, идеологическими и экономическими задачами империализма.
Приспосабливаясь к обстановке, они фальсифицируют принципы мирного сосуществования для идеологического разоружения народов; успехи Советского Союза берут для доказательства «сходства капитализма и социализма»; укреплению социалистической системы и международного рабочего и коммунистического движения противопоставляют пропаганду национализма; популярность идей некапиталистического развития в странах Азии и Африки стремятся подорвать с помощью пропаганды под идейными лозунгами «свободного мира», «некоммунистического мира» с «взаимозависимой экономикой», открытой перед иностранным капиталом.
В настоящее время в связи с событиями в Китае, с широкой кампанией антисоветизма и национализма, проводимой группой Мао Цзэ-дуна, империалистическая пропаганда получила «идейное подкрепление», что осложняет задачи борьбы с антикоммунизмом.
Империалистическая пропаганда сохраняет упорное постоянство. Она повторяет в миллионах экземплярах газет, в фолиантах «научных исследований»-избитые измышления о «коммунистической угрозе», «коммунистической агрессии», о том, что «Советы готовы» переступить ядерный порог и уничтожить Соединенные Штаты.
Утверждая, что «Советы готовы напасть на США», что «Советский Союз слаб», буржуазная пропаганда, хотела она этого или нет, создала своеобразный барьер на пути приспособления политики к новым условиям. Профессор Кларемонтского колледжа (США) Фред Нил с сожалением констатировал, что в итоге многолетней фальсификации политики Советского Союза правящие круги США не смогли понять урок, преподнесенный научно-техническими достижениями Советского Союза, «урок, который говорит вовсе не о том, что Америка слаба, а свидетельствует о том, что Советский Союз силен. Такая психология неприятия, порождаемая страхом, невежеством и определенными эмоциями, чревата самой серьезной опасностью».
Мощный удар по империалистической пропаганде нанесло празднование 50-летия Октября, отмеченное людьми всей планеты. Несмотря на усиленную контрподготовку Запада, которая проходила под лозунгом «никакие крайности в осуждении коммунизма не должны считаться порочными», «русское чудо» удивляло и удивляет людей всего мира.
Перед лицом провалов примитивного антикоммунизма стали выискиваться более изощренные приемы. На свет появилась специальная инструкция Информационного агентства США. «Большинство аудиторий, — говорилось в ней, — на которые мы рассчитываем, за очень немногими исключениями, хорошо знакомы с приемами старомодной пропаганды, с ее преувеличениями, полуправдой и большой ложью. Более того, они возмущены такой пропагандой и настроены против нее». Данное признание свидетельствует о стремлении буржуазной пропаганды приспособиться к новой обстановке и выработать новые приемы, сохранив арсенал прежних средств и методов. Она продолжает распространять ложь и клевету и одновременно совершенствует средства идеологической обработки.
Пропаганда и психология
В современных условиях государственно-монополистический капитализм внес существенные изменения в характер буржуазной пропаганды. «Государственно-монополистический капитализм соединяет силу монополий с силой государства в единый механизм в целях обогащения монополий, подавления рабочего движения и национально-освободительной борьбы, спасения капиталистического строя, развязывания агрессивных войн».
Приведенное положение Программы КПСС в настоящее время приобретает особое значение. Возросшая регулирующая роль государства в соединении с силой монополий позволила возвести пропаганду антикоммунизма в стратегическое направление империалистической пропаганды, подчинить ей монополистические объединения прессы и с помощью государственно-монополистического капитала создать единый аппарат психологической войны, бросив на эти цели миллиардные средства.
В Соединенных Штатах организационная перестройка пропагандистского аппарата выразилась в расширении специальных служб и создании правительственного центра психологической войны — Информационного агентства США (ЮСИА). Если в 1937 году в правительственных учреждениях непосредственно пропагандой занимались 270 человек, то в начале 1960 года —8150.
Объединение в 1953 году различных правительственных служб в Информационное агентство совпало по времени с дальнейшим усилением пропаганды антикоммунизма, гонки вооружений и подготовки к новой мировой войне. В Европе к тому времени сложился агрессивный